Мусульмане Тэхана

«Тэхан», «Хангук», «Республика Корея», а вообще, в большинстве своём, государство, известное под неофициальным названием Южная Корея, несмотря на непростую историю, является государством с активно растущей мусульманской общиной. Но обо всём по порядку.

статья опубликована в номере: 18 (535) / от 15 сентября 2017 (Зуль-хиджа 1438 г.)
108

 Об этом очень мало известно, однако арабские торговцы, путешественники и миссионеры Ислама, обогнув Юго-Восточную Азию, уже в VII веке нашей эры достигли Китая, установив дружеские отношения с династией Тан. А в конце VII века добрались и до государства Силла, одного из трёх, которые тогда господствовали на современной территории Южной Кореи. Самое раннее литературное упоминание о государствах и жителях Корейского полуострова встречается в географической работе «Общий обзор дорог и королевств», составленной Эстархи в IX веке. 

К этому же времени относится установление активных контактов с государством Силла и основание арабских и персидских торговых факторий на его территории. Географ и путешественник IX века Ибн Хордадбе говорит о наличии мусульманских поселений в Корее, причем многие из жителей проживали в них постоянно, семьями. Аналогичные сведения дают и корейские источники, в которых говорится, что мусульмане (в основном выходцы с территории современного Ирака) основали несколько колоний в Силла во главе с лидером Хасаном Раза. Община активно развивалась и контактировала с местным населением, включая принятие Ислама коренными корейцами и межнациональные браки.

 На нескольких фигурках воинов из императорской охраны весьма хорошо отображены персидские черты лица. В 1154 году Корея официально была включена в мировой географический атлас, изданный под руководством Мухаммада ибн Идриси. Параллельно самая древнейшая корейская карта – Каннидо – перенесла материалы о западных странах и континентах с арабских карт. В другое корейское государство – Корё, расположенное чуть севернее, мусульмане прибыли позднее, в 1024 году, в числе сотни торговцев. Ещё столько же переселились годом позже.

 Несколько позднее прибыли переселенцы-мусульмане из Средней Азии и мусульмане-хуэйцы из Китая, основав здесь семьи и оставшись на постоянное жительство. В общем, тесные контакты мусульман с корейцами в Корё продолжались вплоть до XV века. Во время монгольского нашествия в Корею пришли люди Саенгмокин (Сему), или «люди с цветными глазами», по-видимому, тоже выходцы из Центральной Азии. В монгольском социальном устройстве они занимали одну из самых высоких позиций и лишь на одну ступеньку ниже стояли, чем сами монголы. Они оказывали на императоров Юань огромнейшее влияние. Многие корейские знатные семьи стремились породниться с ними, выдавая замуж дочерей, большинство из которых впоследствии принимали Ислам. В это же время строятся первые мечети на Корейском полуострове, первоначально в столице Кэсонге. 

 Здесь их называли «Е-Кунг» – молитвенный зал. Один их среднеазиатских эмигрантов приехал в Корею в числе правительственной делегации, сопровождающей монгольскую принцессу. Как указано в документах, изначально его имя звучало как Самга, но когда он решил сделать Корею своей новой родиной, император дал ему корейское имя – Джанг Санньонг. Он женился на кореянке и основал род корейских мусульман Деоксу Джанг (со временем и оторванностью от уммы Ислам в нём был утрачен). Из этого рода вышло множество высоких государственных чиновников и учёных. В настоящее время около 30 тысяч корейцев могут считать себя его потомками.

 Есть и ещё один род, основоположник которого бежал в Корею во время восстания «красных тюрбанов» из Центральной Азии. Его имя корейские источники передают как Сеол Сон. Его род получил название Кёнджу Сеоль, и в настоящий момент имеется около двух тысяч представителей этого рода. В ранний период Чосон корейцы исправили используемый ими китайский календарь по арабскому, как более точному, и ввели новое летоисчисление согласно ему.

 Труды астронома Джамаль-уд-Дина изучались по всей территории Кореи. Китайско-исламская календарная система сохранялась в Корее вплоть до XIX века. Однако в 1427 году императоры Кореи повернулись против Ислама. В частности был издан закон о том, что корейские мусульмане должны перестать покрывать голову, закрыть мечети и молиться, как все. Именно с этого времени начинается упадок Ислама в Корее. Конечно, часть мусульман предпочла переселиться в другие государства, часть какое-то время продолжала совершать обряды Ислама в домашних условиях. Но без поддержки они, конечно же, не могли сохранить свою религию в неприкосновенности и постепенно заимствовали традиции немусульманских соседей.

 Считается, что к XVI веку Ислам покинул землю Кореи окончательно. Однако, возможно, именно отдалённые воспоминания о мусульманских корнях и привели к активному возрождению Ислама в Корее в ХХ веке. ХХ век – возрождение корейского Ислама В Корейской войне 1951–1953 гг. принимало участие множество турецких миротворцев, и палаточные мечети, предназначенные для военнослужащих, стали одновременно и миссионерскими палатками.

 Наибольшее влияние на корейцев оказали проповеди турецких имамов: Абд-ур-Рахмана, Абд-ульГафура и Зубейра Коча. Благодаря гуманитарной миссии в разорённой войной Корее осталось самое тёплое впечатление от мусульман. В связи с этим в Корее возникла очень активная мусульманская умма, которая уже в 1955 году объединилась в Корейское исламское общество. После лекций в палаточных мечетях корейцы группами в несколько десятков человек одновременно принимали Ислам. В 1957 году численность уммы уже была более двухсот человек.

 Спустя 10 лет была официально зарегистрирована Корейская Исламская организация, которая начала активно отстаивать права мусульман. Принципы даваата этой организации были очень активными. Так, каждый мусульманин в течение месяца должен был приводить в мечеть ещё трёх человек, посещать друзей-немусульман дома и рассказывать им об Исламе, изучать арабский язык и вести миссионерскую деятельность. Обществу удалось настроить связь с мусульманами Пакистана и Малайзии, которые оказывали помощь в образовательном и материальном аспекте (полвека назад Южная Корея была одним из беднейших государств).

 Новый толчок к развитию Ислама был получен в 70-х годах прошлого века, когда южнокорейские строительные компании стали получать хорошие заказы в арабских странах. Рабочие-корейцы зачастую возвращались домой мусульманами. В 1976 году была построена первая мечеть в Сеуле, а уже через два года первая группа корейских паломников, численностью в 132 человека, совершила хадж. В настоящее время корейское общество активно исламизируется.

 Насчитывается около 45 тысяч этнических корейцев, исповедующих Ислам, и ещё около 100 тысяч иностранцев-мусульман (пакистанцы, малазийцы, арабы, индонезийцы, узбеки, бенгальцы и прочие), которые приезжают на учёбу или работу. А с начала 90-х в стране функционирует медресе имени Султана бин Абдула Азиза, где можно обучаться арабскому языку и основам Ислама. С начала XXI века стартовала программа реализации образовательного проекта по постройке нескольких школ (начальных и средних) с исламской программой, культурного центра, колледжей и университета. В настоящее время интересы корейских мусульман представляет Федерация мусульман Кореи.

 ФАТИМА МАНЗУР ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН
 

Также в рубрике

Иранский ковёр

Иранское нагорье – территория возникновения одной из самых древних цивилизаций – шумерской, которая затем

Ислам в Польше

Католическое сердце Европы – одна из самых ревностных последовательниц католицизма Польша. Но и на

Забытые историей. Вахан

Ваханский коридор – узкая полоска афганской земли, навсегда разъединившая Таджикистан и Пакистан. Именно

Пакистанская Швейцария – долина Сват

Продолжение. Начало в предыдущем номере В Свате, помимо отличных пейзажей, есть где побывать и на что