19 апреля
2024 года
поделиться

Обязательное пожертвование с имущества

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Условия, при которых взимается закят с торговли 

1. Достижение нисаба (минимальный достаток или имущество, с которого надо выплачивать закят) торгового имущества. Учитывается наличие нисаба товара в начале года, то есть год начинается, когда стоимость товара достигает стоимости 80 г золота, и в конце года, если товар достигает нисаба и более. 

Выплачивается закят – в соотношении 1/40, или 2,5 процента от стоимости всего имущества. Стоимость товара определяется в зависимости от его розничной цены в той местности, где он продаётся. 
К нисабу торговли прибавляется имущество, которое имеется в наличии у хозяина товара, – это золото, серебро или наличные деньги, сбережения и т. д. Одним словом, их суммируют, и только потом делаются подсчёты для определения нисаба и выплаты закята.

2. Прохождение года со дня начала владения товарами торговли. При этом не имеет значения время владения конкретными товарами. Принимается во внимание начало и конец года, а не середина. Например, если кто-то станет владельцем торгового имущества, достигающего нисаба, а в середине года имущество уменьшится, но в конце снова достигнет первоначальной или большей величины, то ему необходимо выплатить закят. Что касается имущества, которое в начале и в конце года не достигло нисаба, то с него необязательно выплачивать закят. 

3. Сделать намерение на торговую сделку в процессе купли товара. То есть изначально во время приобретения товара человек делает намерение на совершение с ним торговых операций. Если сделать намерение после покупки, то необходимо сделать намерение незадолго до следующей торговой сделки. Пока не совершены такие действия, как предложение товара, реклама или назначение представителя для торговых сделок, в результате одного сделанного намерения обычно купленные товары не превращаются в торговое имущество.
Например, если средства, изначально полученные не с целью торговли, такие как земельный участок, ковровые изделия, продукты питания, будут храниться с целью продажи, они не будут считаться товаром торговли. Следовательно, спустя год с этих средств закят выплачивать необязательно. 

Расчёт закята с торговли

После истечения годичного срока, начиная со дня приобретения каких-либо товаров, исходя из стоимости золота или серебра, производят соответствующие расчёты. При этом будет правильным учитывать наибольшую пользу для нуждающихся. Если оставшиеся средства (наличные деньги, золото, серебро или товары) достигают нисаба и при этом прошло больше года с начала владения этими средствами, их также суммируют и из общего количества выплачивают закят. 

Закят в соотношении 1/40 выплачивают как товарами, так и деньгами. Человек имеет право выбора, так как в своей основе закят – это обязательная выплата доли имущества в пользу нуждающихся. 

Прибыль, полученная в результате коммерческих сделок, а также наследования и добровольных пожертвований, полученная не путём купли-продажи, служит увеличению капитала. Поэтому в конце года всё это оценивается и выводится общий размер закята. При этом учёные единодушны во мнении, что средства, полученные после истечения годового срока, не прибавляются к основному капиталу этого года, а учитываются в капитале следующего.

Закят с посевов и плодов 

Обязательность выплаты закята с посевов и плодов основана на положениях Корана, Сунны Пророка ﷺ и единогласного мнения учёных (иджма). В Коране Всевышний повелевает (смысл комментария): «…И отдавайте должное в день сбора урожая…» (сура «Аль-Анам», аят 141). Ибн Аббас رضي الله عنه объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты закята. 

Благородный Пророк ﷺ говорил: «С урожая, полученного с земель, орошаемых дождём или родниковой водой, или влажных по своей природе, нужно выплатить 1/10 закята. А с урожая земель, поливаемых вручную (то есть доставляемой водой), закят выплачивают в соотношении 1/20» (ат-Тирмизи). 

Известно, что все учёные единогласны в том, что выплата закята с посевов и плодов – обязательна. 

Условия, при которых выплата закята с посевов и плодов – обязательна: 

1. Для выплаты закята с посевов и плодов необязательно, чтобы владелец был в здравом рассудке и достигал совершеннолетия. То есть закят обязательно выплачивать с урожая, принадлежащего как неразумным людям, так и детям. Но обязательным условием является вера, то есть человек, хозяин имущества, облагаемого закятом, должен быть мусульманином.

2. Возделывание земель должно осуществляться с целью получения урожая и прибыли, увеличения капитала. Вот почему с дубовых деревьев или елей и тому подобных растений закят не выплачивается. Но можно допустить обязательность выплаты закята с них, если они являются торговым товаром, и в этом случае рассматриваются все условия выплаты закята с торговли. 

Нисаб урожая

По мнению Абу Ханифы, когда речь идёт о закяте с посевов и плодов, то нисаб не рассматривается. С пшеницы, овса, риса, проса, арбузов, огурцов, баклажанов, помидоров, сахарного тростника, фиников, винограда и т. п., в любом количестве, необходимо выплачивать закят. Абу Ханифа считал, что если собрали 10 кг винограда, то в качестве закята необходимо выплатить 1 кг. 

В данном случае также не рассматривается условие об истечении годичного срока. Сколько раз снимается урожай, столько выплачивается и закят.

Расходы на землю 

Стоимость семян, труда рабочих, полива и удобрений не высчитывается при выплате закята, так как с поливных земель берут закят в соотношении 1/20, и расходы вполне могут быть покрыты. Например, если с десяти тонн пшеницы, выращенной на неполивных землях, закят составляет одну тонну, то закят с поливной земли – меньше наполовину. Очевидно, что при поливе земли повышается урожайность и уменьшается закят. Следовательно, у земледельцев появляется стимул в поливе и внесении удобрений, что значительно повышает урожайность сельхозпродуктов. 
 
Когда выплачивают закят

Закят с сельхозпродуктов необходимо выплатить сразу после того, как созреет урожай. До созревания закят взимать нельзя. 
Также нельзя употреблять сельхозпродукты самому и членам семьи, продавать или дарить кому-либо, если не выделить из них долю закята, необходимую для выплаты нуждающимся людям («Бадаи ус-Санаи», «Радд уль-Мухтар»).

(Продолжение следует.)

Мухаммад-фарук Азимов