19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Вынужденное переселение из Мекки

Перед лицом подобных гонений Посланник Аллаhа ﷺ проявил мудрость, запретив всем уверовавшим заявлять об исповедании ими веры в Единого Господа, и стал встречаться с ними лишь тайно.

Если бы Пророк ﷺ продолжил встречаться с ними открыто, то многобожники обязательно помешали бы ему добиться желаемого – обучения своих последователей Корану и религиозным предписаниям. 

Кроме того, это могло привести к столкновению между двумя группами, что и в самом деле имело место в четвёртом году от начала пророчества.

Дело в том, что сподвижники Пророка ﷺ для своих тайных молитв обычно собирались в горных ущельях. Однажды их заметили неверные из числа курайшитов, которые стали наносить им оскорбления, а потом напали на них. Во время этого столкновения Саад бин Абу Ваккас ударил одного из нападавших, поранив его до крови. В таких обстоятельствах разумнее было не заявлять о себе открыто, и поэтому в основном сподвижники скрывали свою веру, своё поклонение Господу, свой призыв. 

Что же касается Посланника Аллаhа ﷺ, то он открыто обращался к людям с призывом и занимался поклонением среди многобожников, и ничто не могло удержать его от этого, однако с первыми уверовавшими он встречался тайно, исходя из интересов их самих и религии в целом.

Тайные собрания в доме Аркама

 Дом Аркама ибн Абу аль-Аркама стоял на холме ас-Сафа, в стороне от взоров и собраний притеснителей. В начале пятого года пророчества Посланник Аллаhа ﷺ избрал его центром для своего призыва и своих встреч со сподвижниками. В нём Пророк ﷺ читал проповеди, обучал сподвижников постулатам веры. В этом доме принимали истинную веру такие выдающиеся личности, как Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه, Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه, дядя Пророка ﷺ Хамза ибну Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه, Аммар ибн Ясир رضي الله عنه, Сухайб ар-Руми رضي الله عنه и другие.

Этот дом принадлежал совсем ещё юному курайшиту – на момент принятия Ислама ему было всего лишь шестнадцать лет. По свидетельству его сына Усмана, Аркам был седьмым из тех, кто первым дал присягу верности Пророку ﷺ.

Почему выбор пал именно на дом Аркама? Почему тайные встречи не организовывались в доме Абу Бакра رضي الله عنه или Зубайра رضي الله عنه, Абу Убайды رضي الله عنه или Тальхи رضي الله عنه? Выбор дома Аркама не был случаен, а был вызван следующими факторами:

– о принятии Аркамом Ислама, в отличие от других сподвижников, знал мало кто из мекканцев. Аркам не подпадал под подозрение курайшитов, что позволило ему скрывать свои убеждения;

– Аркам относился к роду Махзум – одному из непримиримых противников рода Хашим (рода Пророка ﷺ). Это соперничество с приходом Ислама только усилилось, перейдя в открытую конфронтацию. Никому из махзумитов и в голову не приходило, что один из них может быть последователем Пророка Мухаммада ﷺ, это невозможно было допустить даже в мыслях. Тем более что к роду Махзум относился злейший враг – Абу Джахль. 

Первое переселение в Эфиопию

Преследования мусульман начались в середине или в конце четвёртого года пророчества. Сначала они были незначительными, но день за днём и месяц за месяцем они усиливались и к середине пятого года пророчества приняли уже серьёзный оборот, в результате чего Мекка для уверовавших стала неподходящим местом, что заставило их думать о том, как спастись от выпавших на их долю мучений. В этот трудный и мрачный период в качестве ответа на вопросы, которые многобожники задавали Пророку ﷺ, была ниспослана сура «Аль-Кахф», включавшая в себя три рассказа. В этой суре содержались красноречивые указания, которые Всевышний давал Своим верующим рабам. Одним из них был рассказ о юношах, оказавшихся в пещере, он и послужил указанием на то, что в случае возникновения опасений за свою религию необходимо переселяться из очагов неверия и враждебности, уповая на Господа. 

После этого была ниспослана сура «Аз-Зумар», в которой упоминалось о переселении и говорилось, что земля просторна. Всевышний в 10-м аяте этой суры сказал (смысл комментария): «…Земля Аллаhа ﷻ обширна. Поистине, награда терпеливым будет дана в полной мере и без счёта». 
Посланнику Господа ﷺ было известно, что негус Асхама (известный как Наджаши), император Эфиопии, является справедливым правителем, при котором никто не подвергается притеснениям, и он велел своим сподвижникам переселиться туда. 

В месяце Раджаб пятого года от начала пророчества первая группа сподвижников отправилась в Эфиопию. Она состояла из двенадцати мужчин и четырёх женщин во главе с Усманом бин Аффаном رضي الله عنه. Вместе с ним отправилась и дочь Посланника Аллаhа ﷺ Рукайя رضي الله عنها. Об этих двух людях Пророк ﷺ сказал: «Они являются первой семьёй, переселившейся на пути Всевышнего, после пророков Ибрахима (Авраама) عليه السلام и Лута (Лот) عليه السلام». 

Эта группа покидала город под покровом ночи, чтобы о них ничего не узнали курайшиты. Мусульмане направились в сторону моря к порту Шуайба, где им было предопределено встретить два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию. Курайшиты всё же узнали о переселенцах и бросились за ними в погоню, однако когда они добрались до побережья, те уже уплыли и находились в безопасности, а в Эфиопии им был оказан наилучший приём и предоставлена защита.

В месяце Рамадан того же года Пророк ﷺ пришёл к Каабе, где собралось множество курайшитов, среди которых находилась их знать и их предводители. Там он неожиданно начал читать суру «Ан-Наджм». Когда люди услышали чтение этой суры и их ушей достигли прекрасные и завораживающие слова, очарование и величие которых передать невозможно, они забыли обо всём и каждый из них внимал этим словам, ни о чём больше не думая. А после того как в конце этой суры прозвучали слова о бедствиях Судного дня, от которых затрепетали сердца людей,

Пророк ﷺ произнёс слова (смысл комментария 62-го аята): «Так совершите же земной поклон Аллаhу ﷻ и поклоняйтесь (Ему)!» – и склонился в земном поклоне, и никто из присутствовавших не смог удержаться от того, чтобы не последовать его примеру. Это означало, что истина преодолела упрямство душ высокомерных и глумившихся над другими людей, и они невольно склонились в земном поклоне перед Господом миров. Почувствовав, что величие слов Всевышнего подчинило их себе, курайшиты не знали, что делать, и совершили то, против чего боролись всеми силами. 

Известие об этом дошло и до переселенцев, находившихся в Эфиопии, однако то, что они узнали, не имело ничего общего с истинным положением дел. До них дошёл слух, что курайшиты приняли Ислам, и поэтому в месяце Шавваль того же года переселенцы решили вернуться в Мекку, однако когда до Мекки оставалось меньше дня пути, всё выяснилось, после чего кто-то из них решил вернуться в Эфиопию, а все остальные вошли в Мекку либо тайно, либо заручившись покровительством и защитой кого-нибудь из курайшитов.

Впоследствии гонения на них и остальных верующих усилились и они подверглись нападкам со стороны своих родственников, так как курайшитам было трудно смириться с тем, что они нашли себе надёжную защиту у негуса. В подобных обстоятельствах Посланник Господа ﷺ посчитал необходимым ещё раз посоветовать сподвижникам переселиться в Эфиопию. 

Адиль Ибрагимов