23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.06.2022 (по Шафии)

1.Можно ли при возмещении обязательного поста добавить в намерении и желательный пост? И можно ли вообще соблюдать желательный пост тому, у кого есть пропущенные посты месяца Рамазан?

Если человек возмещает пропущенные посты Рамадана в желательные для поста дни, как например, в месяц Шавваль или Шаабан, понедельник, четверг и т. п., то он может также указать в намерении на желательный пост. Таким образом он получит полноценное вознаграждение и за желательный пост.

Если же он не укажет в намерении на желательный пост, то все равно он получит вознаграждение, но не в полноценной форме.
Пост месяца Рамазан, пропущенный без уважительной причины, необходимо возмещать в срочном порядке, сразу же после праздничного дня. Поэтому такому человеку запрещено, не возместив обязательные посты, соблюсти желательный пост, но можно совместить его с возмещаемым постом. Если же пост пропущен по уважительной причине, то вышеупомянутое нежелательно. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Фатх аль-Муин»)

2.Что делать с вакфом (имущество, завещанное на благотворительные цели), например, религиозными книгами 
и т. п., закреплённым за определёнными лицами, но имена которых на данный момент неизвестны?

Если человек отдал или завещал что-либо из своего имущества, например, Коран или религиозные книги, в качестве вакфа для мечети или медресе, то следует это имущество использовать только по указанному назначению. Потому что условие человека, завещающего имущество в качестве вакфа, подобно узакониванию Всевышним каких-либо юридических условий.

Следовательно, если человек оставил имущество в качестве вакфа своим детям, чтобы они пользовались им, затем – их сыновья, далее – жители этой местности, то такой вакф считается действительным. Однако пользоваться этим имуществом могут только его дети, пока они живы, но не другие люди.

Если сыновья умрут, то это имущество распределяется между их детьми, а после их смерти – между жителями данной местности.
В том случае, когда имя одного из определённых лиц, кому был сделан вакф, неизвестно, но факт его смерти установлен, завещанную ему часть распределяют между остальными. А если есть вероятность, что он жив, но вестей о нём нет, то эту часть дают самому близкому родственнику завещателя.
(«Минхадж ат-Талибин», «Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Имеет ли право женщина, которой дали развод, выходить из дома во время идды (период выжидания после развода или смерти мужа, в течение которого женщина не имеет прававыйти замуж за другого мужчину)? 

Женщина во время идды должна находиться именно в том доме, где она жила до развода или до смерти мужа, и никто не имеет права её оттуда выселять, если только этот дом не находится в аварийном состоянии и т. д. Это при условии, что дом принадлежит её мужу, а если нет, то он должен предоставить ей другое жильё.
Если этот дом слишком дорогой, то можно его продать и предоставить ей другое подходящее жильё.
Если жильё не подходит, так как в нём отсутствуют условия и т. д., то она вправе потребовать другое.

В период идды женщина может выходить из дома лишь по необходимости, например, чтобы купить продукты, если нет человека, который может ей помочь в этом, или на работу, если её никто не обеспечивает и у неё нет своих отложенных средств.

Можно выходить ночью для вышеупомянутых целей при отсутствии людей, которые в этом могут ей помочь, лишь в том случае, если у неё не получается это сделать днём и если это безопасно.

Также только ночью она имеет право пойти к соседям, например, для беседы и т. д., если ей скучно дома, но при условии, что это безопасно и пребывание не затянется. Это в том случае, когда дома у неё нет человека, с кем можно поговорить и т. д., и при условии, что ночевать она вернётся домой.

После любого развода (одного, двух или трёх) или аннулирования никяха (фасх) в период идды муж обязан обеспечить бывшую жену жильём.
Также после смерти мужа женщине нужно предоставить жильё на четыре месяца и десять дней, если она не беременна. Если беременна, то до тех пор, пока не родит ребёнка.

Средства после смерти мужа на жильё выделяются из его имущества. Если нет наследства и нет того, кто может на себя взять это, то средства на её жильё нужно выделить из казны верующих, если она имеется.

В вышеупомянутых примерах жильё предоставляют только в том случае, если эта женщина не проявляет ослушания. То есть в случае, когда муж дал ей один или два развода (без разницы, беременна она или нет) или три развода и она беременна, то в течение идды она не должна выходить из дома, кроме как с разрешения мужа.

Если ей дали три развода и она не беременна или у неё умер муж, то в течение срока идды она не выходит из дома без необходимости. Иначе она лишается права пользоваться этим жильём.

Муж во время идды не имеет права жить с ней и заходить к ней (даже будучи хозяином жилья), если она дома одна. 
Если же не будет уединения, например, там присутствует ещё одна женщина или её махрам (мужского или женского пола), достигший возраста тамйиз (приблизительно 6–7 лет), то зайти домой не запрещено, однако нежелательно (карахат). 
Примечание:

Идда – это определённый срок, который женщина должна выждать после развода или смерти мужа. При этом после развода это прохождение трёх периодов чистоты между менструациями. После смерти мужа это четыре месяца и десять дней. А если женщина была беременна, то срок идды завершается с рождением ребёнка.
(«Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Обязан ли пасынок обеспечивать мачеху, если его отец неработоспособен?

Пасынок обязан обеспечивать пропитанием и одеждой мачеху (при жизни отца), если его отец немощен и не в состоянии обеспечить её как положено.

Если же у мужчины несколько жён, то его сын должен обеспечивать лишь одну из них. Средствами, отданными сыном и предназначенными для обеспечения только одной жены, по своему усмотрению распоряжается отец. Если отец этого ребёнка не в состоянии найти средства для обеспечения остальных жён, то они при желании вправе потребовать у него развод ввиду отсутствия обеспечения. 
(«Асна аль-Маталиб»)

5.Будет ли действительным пост, если сделать намерение с ночи, но затем передумать?

Такой пост недействителен, так как прерывание намерения до начала поста действительно. В таком случае необходимо возобновить намерение после его прерывания.

Если это произошло в месяце Рамадан при отсутствии уважительных причин для разговения, таких как болезнь или выход в путь (сафар), обязательно в течение дня воздержаться от всего, что нарушает пост, даже если пост недействителен, так как приём пищи и совершение других действий, нарушающих пост, в дневное время Рамадана не допускаются, кроме как по уважительным причинам.

Если же это случилось не в месяц Рамадан, например, при возмещении пропущенного поста или соблюдении поста обета (назра), то придерживаться вышеупомянутого не нужно.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Манхадж аль-Кавим» с субкомментариями имама ат-Тармаси)