19 апреля
2024 года
поделиться

Хадж (паломничество в Мекку)

Дорогие братья и сёстры, многие из нас рано или поздно отправятся в Мекку, чтобы выполнить одно из самых важных предписаний Господа – паломничество к Священному дому Всевышнего Каабе.

Хадж и умру (малый хадж) каждому верующему предписано совершить один раз в жизни, если у него будет физическая и материальная возможность. 

Совершаемые нами богослужения подразделяются на явные и скрытые. Явные – те богослужения, которые выполняются посредством тела, те, что могут видеть другие люди. К явному поклонению относятся такие деяния, как совершение намаза, выплата милостыни, строительство мечетей, дорог, родников и т. п. А скрытые – это богослужения сердца, такие как любовь ко Всевышнему, искренность, богобоязненность и другие. 
Явные богослужения можно также разделить на телесные и имущественные. Совершаемые телом – это такие поклонения, как преодоление трудностей, – каждодневная пятикратная молитва, стремление заработать дозволенные средства, а также в виде отказа от чего-либо, например, пост, воздержание от всего, что нарушает его, в стремлении заслужить довольство Всевышнего, удержание себя от греховного. 

Имущественные богослужения исполняются расходованием имущества через преодоление жадности и скупости – выплата закята (обязательной милостыни) и садака (желательной милостыни).

Однако есть такие поклонения Творцу, которые включают в себя и телесные, и имущественные поклонения. Это паломничество (хадж). Кроме того, у него есть и скрытые стороны, например, чистота намерения.

 Слово «хадж» в переводе с арабского означает «сильное желание, намерение и посещение Того, кого и чего возвеличили». Согласно религиозной терминологии, хадж означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных обрядов, с соблюдением определённых условий и правил.

Хадж – один из столпов веры (Ислама). По этой причине совершение его является обязанностью (фарзом) каждого здорового, совершеннолетнего, разумного и свободного человека, имеющего достаточно средств на дорожные расходы, свободных от его основных нужд, таких как жильё и всё то, что необходимо его семье в его отсутствие (во время совершения хаджа). 

Доказательством этому служит хадис, в котором говорится, что во время одной из проповедей Посланник ﷺ сказал: «Аллаh ﷻ предписал вам совершать хадж». В это время аль-Акра ибн Хабис встал и спросил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, должны ли мы совершать его каждый год?» Пророк ﷺ ответил: «Если бы я ответил тебе «да», то это стало бы обязательным для вас. Хадж обязателен один раз, а все остальные – добровольные. Не спрашивайте меня о том, чего я вам не говорил! Поистине, живших до вас погубило то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками» (Муслим).

К условиям обязательности хаджа относится также то, чтобы дорога была безопасной. Женщине, даже если она достигла преклонного возраста, совершение хаджа без махрама (отец, дедушка, брат, сын, дядя, племянник, свёкр, зять – муж дочери) или мужа является запретным (карахат-тахрим), но если всё же она совершит его без них, то её хадж считается исполненным. 

Человек, отрицающий обязательность совершения хаджа, впадает в неверие. Нельзя откладывать совершение хаджа тому, кто имеет эту возможность, ведь может случиться так, что такая возможность больше не представится.

 Кто умрёт, не успев совершить хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет перед Всевышним ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

В обряды хаджа можно вступить с началом месяца Шавваль до 10-го числа месяца Зуль-Хиджа.

Условия, при которых хадж становится обязательным (фарзом)

1. Совершающий хадж должен быть верующим, мусульманином.
2. Достигшим половой зрелости.3. быть психически здоровым (в здравом уме).
4. Быть свободным (не рабом).
5. Располагать денежными средствами, достаточными для совершения хаджа и умры (пропитание, покрытие дорожно-транспортных расходов), не считая средства для потребностей содержания членов семьи до его возвращения.

Условия, необходимые для совершения хаджа

1. Физическое здоровье, позволяющее самостоятельно совершить хадж. Следует уточнить, что если человек не настолько здоров, что может самостоятельно совершить паломничество, но он в состоянии оплатить расходы своего сопровождающего, носилки и т. п., то он обязан совершить паломничество. 
2. Безопасность в пути.
3. Сопровождение женщины, совершающей хадж, мужем или близким родственником (махрамом).
4. Окончание срока идды (определённого срока, после чего она может опять выйти замуж) у вдовы или разведённой женщины.
5) Отсутствие таких препятствий, как арест и т. п.

Совершение обрядов хаджа

Перед вступлением в обряды хаджа (ихрам) желательно совершить полное омовение (купание), даже женщинам в состоянии нифаса (послеродовое очищение) и хайза (месячные). Мужчины надевают два белых куска материи; лучше, чтобы они были новыми, но можно и стираные.

Пророк ﷺ сказал: «Лучшая из ваших одежд – белая, поэтому заворачивайте в неё своих умерших, а также сами надевайте её» (Ибну Маджах). 

Одним куском материи оборачиваются так, чтобы он закрывал тело от пупка и ниже колен. Эту часть одежды называют изаром. Вторая часть – рида, её накидывают на плечи. Не разрешается надевать сшитую одежду. Но сшитые тапочки надевать можно. Перед вступлением в ихрам также желательно надушиться благовониями. 

Имам Муслим приводит хадис, переданный от матери правоверных Аиши t: «Посланник Аллаhа перед тем, как вступить в обряды хаджа, душился лучшим из того, что находил». 

Желательно постричь ногти и усы, удалить волосы из подмышек и с лобка и побрить голову. После совершают два ракаата намаза-сунны вступления в обряды и сердцем намереваются совершить хадж, при этом произносят следующую молитву (смысл): «О Всевышний, я намереваюсь совершить хадж, поэтому облегчи мне его совершение и прими его от меня». Затем читают «Лаббайка». Тому, кто совершает хадж способом «ифрад» (при котором сначала совершаются обряды хаджа, а по их завершении приступают к умре), следует прочесть «Лаббайка» следующим образом: «Лаббайка лЛахумма би хаджатин лаббайк, лаббайка ля шарика ляка лаббайк, инна ль-хамда ва ни’маталяка валь-мульк ля шарика ляк». 
Тому же, кто желает совершить хадж способом «киран» (хадж и умра совершаются вместе), нужно сделать намерение на хадж и умру вместе и произнести «Лаббайка»: «Лаббайка лЛахумма би хаджатин ва умратин лаббайк, лаббайка ля шарика ляка лаббайк…» Если совершается способом «таматту», то сначала делают намерение для выполнения умры. А после совершается хадж. 

С того момента, как вступили в ихрам, следует остерегаться всего, что запретил Всевышний. 

Запрещены супружеские отношения, даже разговоры об этом в присутствии жены. Запрещены споры, нельзя убивать дикую живность и даже указывать на её нахождение тому, кто не в ихраме. Нельзя надевать сшитую одежду, головной убор, хуффы – это касается мужчин. Также нельзя им покрывать голову и лицо. Для всех (мужчин и женщин) нельзя наносить благовония на одежду и тело, удалять волосы с головы, из бороды и с тела, стричь ногти, мыть голову и бороду мылом. Разрешается купаться и стирать одежду, можно находиться под тенью дома, палатки, паланкина и зонта. Дозволяется подвязывать пояс ремнём. Женщинам дополнительно запретно во время ихрама закрывать лицо и кисти рук.
(«Аль-Лубаб», «Ихтияр ли-таали ли-Мухтар», «Фикху Муяссар»)

Полосу подготовил Мухаммад-фарук Азимов