04 декабря
2022 года
поделиться
Категория: История

Тяготы на пути распространения Истины

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Ибн Джарир и ат-Табарани в своих трудах приводят сообщение, из которого следует, что многобожники предложили Пророку ﷺ в течение одного года поклоняться их богам, на следующий же год они пообещали поклоняться его Господу. 

Ибн Исхак приводит следующее сообщение: «Однажды, когда Посланник Аллаhа ﷺ совершал обход Каабы, ему преградили дорогу имевшие влияние среди своих соплеменников аль-Асвад бин аль-Мутталиб, аль-Валид бин аль-Мугира, Умая бин Халяф и аль-Ас бин Ваиль ас-Сахми, они сказали: «О Мухаммад ﷺ, давай мы станем поклоняться тому, чему поклоняешься ты, а ты будешь поклоняться тому, чему поклоняемся мы, и так мы придём к чему-то общему. И если тот, кому поклоняешься ты, лучше тех, кому поклоняемся мы, мы получим свой удел от него; если же то, чему поклоняемся мы, окажется лучше того, чему поклоняешься ты, то свой удел от этого получишь ты». После этого Всевышний ниспослал следующие аяты (смысл комментария): «Скажи: “О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь. А вы не поклоняетесь Тому, кому поклоняюсь я. Я не буду поклоняться тому, чему поклонялись вы. А вы не станете поклоняться Тому, кому поклоняюсь я. Вам – ваша религия, а мне – моя”» (сура «Аль-Кафирун», аяты 1–6).

Тем самым Всевышний раз и навсегда пресёк их попытки вести эти смехотворные переговоры. 

Преследования

После открытого обращения с призывом на четвёртом году пророчества многобожники один за другим перепробовали все вышеупомянутые способы для того, чтобы остановить распространение призыва Пророка ﷺ. Когда многобожники Мекки убедились, что подобные способы не приносят им никакой пользы и не могут положить конец исламскому призыву, они собрались ещё раз и образовали нечто вроде комитета из двадцати пяти знатных представителей своего племени под руководством дяди Посланника Господа ﷺ Абу Ляхаба. 

После совещаний и раздумий члены этого комитета приняли жёсткое решение, направленное против Пророка ﷺ и его сподвижников. Было решено, что они не пожалеют сил для борьбы с Исламом и сделают всё, чтобы подвергать всевозможным мучениям и расправам всех принявших эту религию. Приняв такое решение, они приступили к осуществлению задуманного. 

Пророк ﷺ был стойким и почтенным человеком, являвшимся исключительной личностью. Его уважали и враги, и друзья, поскольку к подобным ему можно было относиться только с почтением, а делать ему что-либо дурное могли лишь самые подлые и неразумные люди. Кроме того, он находился под защитой Абу Талиба, одного из немногих мекканцев, которые принадлежали к знатному роду и при этом пользовались большим уважением, в силу чего никто не осмеливался причинять вреда ни тем, кто находился под его защитой, ни ему самому.

Такое положение внушало курайшитам беспокойство и связывало им руки, однако они не могли долго терпеть этот призыв, направленный на то, чтобы положить предел их религиозному и светскому главенству. В конце концов курайшиты перешли к враждебным действиям против самого

Пророка ﷺ. Во главе них стоял Абу Ляхаб, занявший по отношению к Посланнику Всевышнего ﷺ подобную позицию с самого начала, ещё до того, как всё это стало вызывать озабоченность курайшитов.

Проклятие Всевышним Абу Ляхаба и его жены

Ещё до начала осуществления Посланником Аллаhа ﷺ пророческой миссии Абу Ляхаб женил своих сыновей Утбу и Утайбу на дочерях Пророка ﷺ – Рукайе и Умму Кульсум, но после он настоял на том, чтобы они развелись с ними. Когда Абдуллах, второй сын Пророка ﷺ, умер, Абу Ляхаб обрадовался и побежал к своим товарищам, чтобы порадовать их вестью о том, что Мухаммад ﷺ остался без наследника.

В период хаджа (паломничества) Абу Ляхаб ходил следом за Пророком ﷺ по рынкам, обвиняя его во лжи. И он не ограничивался одними только обвинениями, он кидал в него камнями, разбив ему пятки до крови.

 Не меньшую враждебность по отношению к Посланнику Господа ﷺ проявляла жена Абу Ляхаба – Умм Джамиль бинт Харб, приходившаяся сестрой Абу Суфьяну (правителю Мекки). Она собирала колючки, а ночами раскладывала их на пути, которым проходил Пророк ﷺ, и подбрасывала их к его дверям. Она была резкой и несдержанной на язык женщиной, распространяла о Любимце Господа ﷺ много клеветнических измышлений, строила всевозможные козни, разжигала скандалы и подстрекала других к непримиримой войне против него, в связи с чем и была упомянута в Коране как «носильщица дров в Аду».

Узнав о том, что ниспослано в Коране о ней и её муже, она схватила горсть камней и явилась к месту, где Пророк ﷺ совершал молитву у Каабы, рядом с ним там находился Абу Бакр رضي الله عنه. Однако когда она остановилась перед ними, Господь сделал так, что она увидела только Абу Бакра رضي الله عنه, и поэтому сказала: «О Абу Бакр, где твой друг? Я узнала, что он высмеивает нас в стихах!» На что тот ответил: «Нет, клянусь Господом этого строения (Каабы), ведь он не говорит стихами!» И тогда она сказала: «Поистине, ты (во всём) веришь (ему)!» 

Так поступал Абу Ляхаб, являвшийся дядей и соседом Пророка ﷺ, дом которого примыкал к его дому, и так же поступали другие соседи, наносившие ему обиды, когда он находился у себя дома. Ибн Исхак пишет: «К числу соседей Посланника Аллаhа ﷺ, которые наносили ему обиды, когда он находился у себя дома, относились Абу Ляхаб, аль-Хакам бин Абу ль-Ас, Укба бин Абу Муайт, Ади бин Хамра ас-Сакафи и Ибн аль-Асда аль-Хазали, и никому из них впоследствии не удалось спастись, если не считать аль-Хакама бин Абу ль-Аса.

Один из них бросил ему на спину внутренности овцы, когда он молился, другой подбрасывал их в котёл, который ставили перед ним, и в конце концов Пророк ﷺ стал выбирать для своих молитв место вдали от них. 

Мольба Пророка ﷺ не остаётся без ответа

Абдуллах бин Масуд رضي الله عنه рассказывал: «Однажды, когда Пророк ﷺ совершал молитву у Каабы, а Абу Джахль со своими товарищами сидел неподалёку, один из них спросил: “Кто из вас принесёт внутренности верблюда, которого принесли в жертву люди из такого-то племени, и положит их на спину Мухаммада ﷺ, когда он склонится в земном поклоне?” И самый злосчастный из них пошёл и принёс эти внутренности, а потом дождался того момента, когда Посланник Господа ﷺ склонился в земном поклоне, и положил их ему на спину между лопаток. Я же смотрел на это, не имея возможности сделать хоть что-нибудь, так как некому было поддержать меня. О, если бы были со мной те, кто мог помешать этому! И после этого они стали смеяться, валясь друг на друга от смеха. Что же касается Посланника Аллаhа ﷺ, то он не разгибался и не поднимал головы, пока к нему не подошла дочь Фатима, которая сбросила эти внутренности с его спины. И тогда он поднял голову и трижды воскликнул: “О Аллаh ﷻ, покарай курайшитов!” – что произвело на них тяжёлое впечатление, так как они верили в то, что в этом городе проклятия и мольбы исполняются. Пророк ﷺ назвал всех их поимённо, сказав: “О Аллаh ﷻ, покарай Абу Джахля, и покарай Утбу бин Рабиа, и Шайбу бин Рабиа, и аль-Валида бин Утбу, и Умайю бин Халафа, и Укбу бин Абу Муайта!” Посланник Аллаhа ﷺ назвал имена семерых человек, но передатчик этого хадиса не запомнил имени седьмого». 

Абдуллах бин Масуд رضي الله عنه сказал: «И клянусь Тем, во власти которого находится моя душа, я видел всех тех, кого перечислил Пророк ﷺ, бездыханными в одном из заброшенных колодцев Бадра!» (аль-Бухари).

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов