26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Он получил прозвище «едущий сзади»

Укбат бин Амир аль-Джухани رضي الله عنها

Он был одним из героев битвы за Дамаск, одним из командиров мусульманской армии, покорившей Египет, главнокомандующим в походе на Родос.

После длительного периода страстного ожидания и нетерпения Посланник Аллаhа ﷺ достиг, наконец, Ясриба (прежнее название Медины). 
И вот они, жители славной лучезарной Медины, столпились на улицах и высыпали на крыши домов, восклицая: «Нет божества, кроме Аллаhаﷻ!» – и возвеличивая своего Господа, переполненные радостью по случаю встречи с любимым Пророком ﷺ и его правдивейшим сподвижником – Абу Бакром رضي الله عنها. И вот проходят маленькие девочки Медины с бубнами в руках, с сияющими от радости глазами, издающие восторженные возгласы и громко декламирующие:

Пришла к нам полноликая луна
после долгой и томительной разлуки,
И мы должны возблагодарить
Того, кто призвал нас к Аллаhу

Посланник Аллаhа ﷺ с трудом пробирался через ряды восторженных людей, сердца которых истомились долгим ожиданием. Его окружало море страстно трепещущих душ, источающих слёзы радости и излучающих улыбки счастья.

Укба бин Амир – пастух овец

Однако Укба ибн Амир аль-Джухани не видел вступления торжественной процессии Пророка ﷺ и не радовался подобно всем встречающим его прибытию. Дело в том, что ещё до этого события он со своими овцами ушёл в пустыню, чтобы пасти их там, поскольку они очень отощали и находились на грани гибели. Эти овцы представляли собой единственное имущество, которым владел Укба ибн Амир.

Однако радость, захлестнувшая Медину, тут же распространилась на ближайшие и отдалённые кочевья, охватив своим сиянием каждый клочок благословенной земли. Отголоски этой бурной радости не миновали и Укбу ибн Амира аль-Джухани, который находился со своими овцами на отдалённом пустынном кочевье.

Вот что рассказал сам Укба ибн Амир об этом: «Когда Посланник Аллаhа ﷺ вступил в Медину, я пас своих овец в пустыне. Как только до меня дошла весть о его прибытии, я тут же бросил своих овец и немедленно отправился в путь, чтобы встретиться с Пророком ﷺ. Увидев его, я спросил: «Примешь ли ты у меня присягу, о Посланник Аллаhа ﷺ?» В свою очередь, он спросил меня: «А кто ты?» Я ответил: «Укба ибн Амир аль-Джухани». Пророк ﷺ спросил: «А какую присягу ты предпочитаешь: кочевых арабов или мухаджиров (переселенцев из Мекки в Медину)?» Я ответил: «Предпочитаю присягу мухаджиров». Посланник Аллаhа ﷺ принял у меня присягу мухаджира, я переночевал у него, а затем отправился обратно к своим овцам».

Далее Укба рассказывал: «Нас было двенадцать человек, которые находились вдали от Медины для выпаса своих овец на отдалённых пастбищах. Мы всей душой уверовали во Всевышнего и дали присягу верности Пророку ﷺ. 

Кто-то из нас сказал: «Не будет для нас блага, если мы по очереди не будем посещать Посланника Аллаhа ﷺ, чтобы он учил нас нашей религии и читал нам то, что ниспосылается ему от Господа (Божественное откровение). Пусть один из нас каждый день отправляется в Ясриб, оставляя на нас своих овец, чтобы мы пасли их вместо него».

Я предложил: «Отправляйтесь по одному к Посланнику Аллаhа ﷺ, и пусть каждый убывающий оставляет на меня своих овец». Дело в том, что я очень боялся оставлять кому-либо из них своих овец».

Далее Укба рассказывал: «Каждый день утром один из моих товарищей отправлялся к Пророку ﷺ, оставляя своих овец, чтобы я пас их. Когда он возвращался, я внимательно выслушивал то, что он рассказывал из полученных знаний. Но как-то я задумался и сказал себе: «Горе тебе! Неужели из-за этих полудохлых овец, которые никак не откармливаются, ты упускаешь сам для себя возможность быть рядом с Посланником Аллаhа ﷺ и непосредственно самому брать у него знания?» После этого я навсегда оставил своих овец и отправился в Медину, чтобы находиться в мечети рядом с любимым Пророком ﷺ». 

Решительный шаг ради любви к вере и любимому Пророку ﷺ

Когда Укба ибн Амир аль-Джухани предпринял этот решительный и отважный шаг, ему и в голову не приходило, что через десять лет он станет одним из крупнейших учёных-богословов из окружения Посланника Аллаhа ﷺ, одним из известнейших чтецов Корана, выдающимся военачальником. Оставляя своих овец, он никак не мог себе представить, что он будет находиться в авангарде армии, покорявшей Дамаск – мать городов мира, и будет жить в доме в прекрасном зелёном районе Дамаска – Бабтуме.

Направляясь к Посланнику Аллаhа ﷺ, он никак не мог даже предположить, что станет одним из командующих, которые покорят Египет – зелёный изумруд нашего мира, что станет наместником этой страны, поселившись во дворце на склоне каирской горы аль-Мукаттам. Тогда всё это было покрыто мраком неизвестности и ведомо лишь Господу.

Подобно тени, Укба ибн Амир аль-Джухани неразлучно следовал за Посланником Аллаhа ﷺ, куда бы тот ни направлялся, держа повод его мула, или шёл рядом с ним. Часто Пророк ﷺ сажал его сзади себя, так что Укба даже получил прозвище «едущий сзади». Иногда случалось даже так, что Пророк ﷺ спешивался с мула, чтобы освободить место для Укбы, а сам следовал пешком.

Укба рассказывал: «Как-то я держал на поводу мула Посланника Аллаhа ﷺ, когда мы пробирались через заросший густой растительностью район Медины. Он спросил меня: «О Укба, не хотел бы ты, чтобы я научил тебя двум сурам, которых ты никогда не слышал?» Я ответил: «Да, конечно, о Посланник Аллаhа ﷺ». Он прочитал мне первые суры «Аль-Фаляк», «Ан-Нас». Затем во время совершения намаза Пророк ﷺ прочитал эти суры и сказал: «Читай их всякий раз, отходя ко сну и пробуждаясь». С тех пор всю свою жизнь я неукоснительно соблюдаю это правило».

Усилия в области изучения знаний

Основные усилия Укбы ибн Амира были направлены на две области: науки и стремления на пути распространения веры. Он посвятил этому все свои духовные и физические силы, щедро расходуя их на этом благородном поприще.

В области науки он черпал знания из чистого и обильного источника в образе Посланника Аллаhа ﷺ, пока не стал замечательным чтецом Корана, рассказчиком хадисов и учёным-богословом в области наследования и распоряжения наследством. 

Никто не мог превзойти его в искусстве чтения Корана. Когда спускалась ночь и мир успокаивался, Укба начинал читать Божественное Писание, его ясные аяты. Его чтению всем сердцем внимали благородные сподвижники Пророка ﷺ, их души покорялись, а глаза наполнялись слезами из-за душевного трепета перед Создателем.

Как-то Укбу пригласил к себе Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنها и сказал ему: «О Укба, прочти мне что-нибудь из Книги Всевышнего». Тот ответил: «Слушаюсь, о правитель правоверных!» Затем наизусть начал читать некоторые аяты из Священной Книги. Умар так разрыдался, что от слёз его борода стала мокрой.

Укба оставил переписанный собственноручно свиток Корана, который до недавнего времени находился в Египте в мечети, известной как мечеть Укбы ибн Амира. В конце рукописи Корана начертано: «Написано Укбой ибн Амиром аль-Джухани».

Эта рукопись Укбы была одним из старейших известных свитков Корана на всей нашей планете. К сожалению, сейчас эта рукопись утеряна, как и многое другое из нашего богатейшего наследия, о котором мы так мало заботимся.

Укба ибн Амир аль-Джухани участвовал вместе с Посланником Аллаhа ﷺ в битве при Ухуде, а также в последующих военных походах. Он был одним из тех бесстрашных героев-богатырей, которые показали чудеса храбрости при покорении Дамаска. За его доблесть Абу Убайда ибн аль-

Джаррах наградил Укбу ибн Амира тем, что послал его к Умару ибн аль-Хаттабу сообщить радостную весть о новой победе.
Он был одним из командующих армиями, которые покорили Египет. Вождь правоверных Муавия ибн Абу Суфьян رضي الله عنها наградил его назначением на пост наместника Египта, на котором он пробыл три года. Затем он был направлен руководителем похода для покорения острова Родос в Средиземном море. Он упорно совершенствовал своё искусство стрельбы из лука, и это было его любимым развлечением.

Последнее наставление

Находясь в Египте, Укба ибн Амир смертельно заболел. Собрав своих детей, он обратился к ним со своим последним наставлением: «О мои дети, помните, я завещаю вам три вещи: принимайте какой-либо из хадисов Пророка ﷺ, только убедившись в его достоверности; никогда не берите в долг деньги, даже если будете ходить полуголыми; не пишите стихов, ибо это отвлекает сердце от Корана». Когда Укба скончался, его похоронили на склоне горы аль-Мукаттам в Каире. После этого начали разбираться с его наследием и обнаружили, что он оставил более семидесяти луков, при каждом из которых был колчан со стрелами. Это всё он завещал в пользу уверовавших на пути Господа. 

Адиль Ибрагимов