01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.04.2022 (по Ханафи)

1.На какие числа месяца Рамадан выпадает ночь Лайлят уль-Кадр?

Священная ночь Лайлят уль-Кадр (Ночь Могущества и Предопределения) является особым даром Всевышнего для верующих. В Священном Коране сказано, что богослужение в Лайлят уль-Кадр лучше, чем богослужения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев (более 80 лет). Лайлят уль-Кадр скрыта, и никто точно не знает, на какую ночь месяца Рамадан она приходится. В этом заключена огромная мудрость Всевышнего, чтобы, желая её встретить, верующие проявляли усердие в течение всего благословенного месяца. Однако есть хадисы Пророка r, указывающие на большую вероятность встретить её в последние нечётные ночи месяца. Так, в одном из хадисов сказано: «Ищите Лайлят уль-Кадр в последние десять ночей месяца Рамадан, в нечётные числа» (аль-Бухари). 

Это говорит о необходимости особого усердия в поклонении в нечётные ночи (21, 23, 25, 27, 29) этого месяца. В эти ночи желательно совершать суннат-намазы, возмещать пропущенные молитвы, если таковые имеются. Следует больше читать Коран, зикр, салават Пророку r, просить у Всевышнего милости на этом и на том свете для себя и своих родственников, а также всех людей. Посланник Всевышнего r в эту ночь читал следующую молитву: «Аллаhумма иннака афуввун каримун тухиббу ль-афвафафу анни». Смысл: «О Аллаh ﷻ, Ты — Прощающий (Снисходительный), Щедрый, Ты любишь прощать, так прости же меня».
 («Хашияту Тахтави»)

2.В какое время нужно совершать тахаджуд-намаз и сколько ракаатов?

Время тахаджуд-намаза начинается после совершения ночного намаза и продолжается до утреннего. По мазхабу имама Абу Ханифы, не является условием совершить этот намаз после сна. Лучшее время для тахаджуд-намаза — вторая половина ночи или последняя её треть. Минимум два ракаата, а максимум — восемь, согласно тому, что передано от Пророка Мухаммада r, не считая трёх ракаатов витр-намаза. Однако это не значит, что нельзя совершать больше восьми ракаатов. Кто хочет, может читать больше, и это будет добровольным намазом.
 («Радд уль-Мухтар»)

3.Как возмещать пропущенные в месяце Рамадан посты? 

Не является обязательным условием при возмещении постов месяца Рамадан поститься подряд, можно поститься и с промежутками.
Если человек откладывал возмещение до наступления следующего Рамадана, то сначала он должен поститься весь наступивший Рамадан, а после возместить пропущенные посты, и он не обязан давать искупительную милостыню (муд) за пропущенные посты месяца Рамадан.
 («Хашияту Тахтави»)

4.Можно ли, чтобы другой человек восполнил пропущенные посты и намазы за моего умершего отца? 

Возмещение постов и намазов за умершего человека другим не разрешено.
Известный учёный мазхаба имама Ханафи Хасан ибн Аммар в книге «Марак иль-Фалях» пишет: «Если человек умрёт и у него останутся несовершённые намазы или посты, то их не надо возмещать. Некоторые невежественные люди говорят, что восполнить пропущенные намазы и посты покойного можно, дав деньги бедняку, чтобы он совершил намаз или постился за умершего. Это мнение не имеет основы».

Если у умершего остались невозмещённые посты Рамадана и он завещал, чтобы за него раздали искупительную милостыню из его имущества, то это завещание должно исполняться из трети имущества умершего. Если умерший завещал искупить пропущенные им посты Рамадана, то его близкий должен накормить за каждый пропущенный умершим пост по одному бедняку в размере половины саха пшеницы, или саха ячменя, или саха фиников. Один сах равен 3 кг 600 г. Разрешено отдать стоимость половины саха пшеницы, или саха ячменя, или саха фиников деньгами.
Заключение: Сын не может восполнить пропущенные посты и намазы за своего умершего отца. Однако он может провести обряд «иската» за пропущенные намазы и посты.
 («Марак иль-Фалях»)

5.Можно ли во время поста использовать сивак или зубную пасту?

Учёный ханафитского мазхаба Хасан ибн Аммар в книге «Марак иль-Фалях» пишет: «Постящемуся не является нежелательным использовать сивак (даже смоченный водой), (в том числе и зубную пасту), после полудня (то есть с наступлением времени обеденного намаза и до захода солнца), нет разницы, исходит запах изо рта или нет, это является желательным (сунна), так же как и в начале дня, поскольку в книге «Кифая» сказано, что Посланник Всевышнего r использовал сивак в начале и в конце дня в то время, когда он постился». 
Заключение: Желательно использовать сивак во время поста в течение всего дня.

6.Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль.

Постящийся в месяце Шавваль получит такое вознаграждение, как будто он постился на протяжении всего года. Пост в месяце Шавваль восполняет недостатки поста в месяце Рамадан. 

Имам Хасан ибн Аммар в книге «Марак иль-Фалях» пишет: «Желательно (суннат) соблюдать шесть дней поста в месяце Шавваль, так как достоверно передано, что Посланник Всевышнего ﷺ сказал: “Тому, кто постился в месяце Рамадан, а потом ещё шесть дней из месяца Шавваль, будет вознаграждение как за пост в течение года” (Муслим), то есть он получит огромное вознаграждение.

Если он постился весь месяц Рамадан и шесть дней в месяце Шавваль, то получит вознаграждение как за соблюдение одного года поста, так как любое благое дело увеличивается десятикратно».

Автор книги «Бахр» пишет: «Если соблюдать пост эти шесть дней в месяце Шавваль не подряд, а в течение месяца, то этого достаточно для соблюдения сунны».

7.Можно ли держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восполнения пропущенных дней поста в месяце Рамадан? 

Пропустившие несколько дней поста в месяце Рамадан по причине болезни или по любой другой уважительной причине и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут соблюдать пост в месяце Шавваль с условием обязательного последующего восполнения всех долгов поста в месяце Рамадан. Однако если есть возможность восстановить пропущенные дни поста в месяце Рамадан, а затем продержать шесть дней поста в месяце Шавваль, то это является более предпочтительным.

Тем не менее, дозволено поступить и наоборот. Если человек не успевает или боится, что не успеет продержать шесть дней из месяца Шавваль до его окончания, то он может сначала продержать шесть дней поста в месяце Шавваль, а затем восполнить пропущенные дни поста в месяце Рамадан.
 («Хашияту Тахтави»)