20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Социальный опрос о многоженстве. Часть 1-я: мнения женщин

Ни для кого не секрет, что одной из самых актуальных и часто обсуждаемых тем в наше время является тема многоженства. При этом считается, что большинство женщин видят только отрицательные стороны полигамии, а сильная половина общества замечает одни плюсы.

Чтобы проверить, так ли это, я  решила опросить женщин разного возраста, социального положения, замужних и свободных, с детьми и без. Вопросы звучали следующим образом:

1. Как вы относитесь к полигамии (многоженству)? Почему?

2. Вы бы хотели быть первой при последующих женах или же второй и последующей при первой?

3. Что из этого лучше для женщины?

4. Как вы отнесетесь к тому, что ваш сын возьмет вторую или последующую жену?

5. Вы бы согласились выдать вашу дочь или сестру второй или последующей женой?

Ответы женщин были разные, но каждая старалась быть искренней. До того как будут озвучены ответы наших сестер, хочется сказать: как бы мы, женщины, ни рассуждали на эту тему, нравится нам это или нет, вне зависимости от того, справедливы наши мужчины в семье с несколькими женами или нет, – полигамия разрешена в Исламе, и наше мнение о ней – лишь наше мнение и ничего больше.  Итак – ответы сестер-мусульманок.

Хава, 30 лет, замужем, двое детей, товаровед. 1. Я отношусь к полигамии очень хорошо, потому что это дозволено Всевышним Аллахом, и ничего против я иметь не могу. 2. Однозначно "нет", я бы хотела быть единственной женой. Большинство мужчин не соблюдают в такой семье сунну, а лишь используют возможность, данную во благо им, ради похоти своей и для удовлетворения животных инстинктов. А если бы соблюдали сунну в полигамии – брали бы в жены вдов, бедных женщин, многодетных, совсем другое дело было бы. Ведь не берут. Все хотят жениться на молоденьких и хорошеньких. 3. Обеим трудно приходится. 4. Что касается сына, если бы мой сын вырос богобоязненным мусульманином (пока он еще мал, и я этого не знаю), если бы я была уверена, что он женится, следуя сунне, что он сможет быть справедливым по отношению ко всем женам во всем (это ведь большой труд и большая ответственность), если бы я узнала, что он хочет жениться на богобоязненной женщине-вдове, дабы ей помочь, я бы его только одобрила. 5. А насчет дочери, то, скорее всего, нет, потому что  большая часть мужчин не может соблюдать равноправие жен. Я не говорю, что женщины идеальны, но и мужчины не лучше. Женщины обычно страдают в таких семьях, и винить в этом лишь их  самих, мне кажется, несправедливо, пора уже и мужчинам посмотреть на себя со стороны.

Киписат, 36 лет, замужем, трое детей, повар. 1. К многоженству отношусь отрицательно. Считаю, что в нашей республике к этому не готовы ни мужчины, ни женщины. 2. На второй вопрос: ни в коем случае!!! 3. Что для женщины лучше? На мой взгляд, скорее, одно хуже другого. 4.5. А что касается детей, то не одобрю никогда. Ни сына, ни брата, ни ещё кого-либо из родных. Дочку добровольно вряд ли отдам в такую семью.

Раисат, 36 лет, замужем, детей нет, учитель. 1. Полигамия – это не для наших мужчин. Сказать, почему? Потому что наши мужчины к этому не приучены с детства. А в исламских государствах это видят с самого рождения. Так что у нас это не приживется, на мой взгляд. 2. Нет, я хочу быть единственной женой. 3. Что лучше? Ни то, ни другое. 4.5. Детям я такую семью не желаю.

Патимат, 32 года, замужем, четверо детей, домохозяйка. 1. Я не против полигамии. 2. Нет, не хотела бы никогда в жизни, лучше умереть. 3. Не знаю, люди бывают разные, но для меня лучше,  когда я одна у своего мужа. 4. Буду против. 5. Нет.

Мадина, 34 года, замужем, четверо детей, предприниматель. 1. Никак. 2. Я – первая и последняя. 3. Не знаю. 4. Надеюсь, что не возьмёт, до этого дожить надо. 5. Вряд ли.

Айшат, 27 лет, замужем, один ребенок, учитель. 1. Как к этому отнестись, ведь многоженство разрешил Всевышний, но сама не хотела бы оказаться в такой ситуации, и я прошу об этом Всевышнего. Мне кажется, для этого нужен крепкий Иман. 2. Нет. 3. Не знаю. 4. Не хотела бы. 5. Нет. А вообще, тема для меня больная, да и для многих она такая. Мне кажется, если мой муж возьмет вторую жену, я ни о чем другом и думать не смогу. Хотя он и говорит мне, что никогда не возьмет другую, страх меня не покидает, ведь не зря говорят: никогда не говори "никогда". У нас одна дочь, а муж очень хочет еще детей, но из-за проблем со здоровьем я не могу  пока еще родить, я боюсь, что он из-за этого решится на этот серьезный для нас обоих шаг. Однозначно лишь то, что для умиротворенной жизни в полигамной  семье крепкий Иман должен быть у всех членов такой  семьи.

Саида, 28 лет, замужем, двое детей, домохозяйка. 1. Отрицательно. Такие семьи нам не привычны. В такой семье портится психика всех. 2. Я хочу быть единственной и неповторимой женой для своего мужа. 3. Ничего хорошего для женщины не вижу в многоженстве. 4. Не дай Аллах  моему сыну такой судьбы. 5. В такую семью не отдала бы дочку.

Хадижат, 34 года, не замужем, медсестра. 1. Никак, это жизнь, какой она будет, не знаешь. 2. Ни одна женщина этого не хочет, но в жизни и не такое бывает. 3. Только Аллах  знает, что для нас лучше. 4. Это его право, если он сможет содержать две семьи, буду только рада. 5. Нет.
Хадижат, 20 лет, замужем, детей нет, студентка. 1. Я не хотела бы, чтобы мой муж взял вторую жену, но если это случится, я приму это смиренно. 2. Я хотела бы быть единственной. 3. Не знаю, наверное, первой. 4. Я не хотела бы, чтобы у моего сына было две или более жены. 5. Нет, но на все воля Аллаха .

Сапият, 45 лет, вдова, двое детей, предприниматель. 1. Все, что дозволено в Исламе, не должно рассматриваться. Дозволено и точка. Кто мы такие, чтобы обсуждать аспекты нашей религии? 2. Я вдова. Со своим мужем была счастлива. Первой женой была ему. Если бы была второй или третьей, все равно была бы счастлива. Это зависит от нас самих. Когда живешь в Исламе, легче смотреть на такие вещи. С посторонним человеком второй брак не обдумывала. 3. Лучше, конечно, жить с мужем в браке. У пророка Мухаммада ﷻ было несколько жен. Его жизнь для нас пример, и нужно соблюдать эту сунну. 4. Если это его выбор. А зная его – он сын своего отца, он пойдет на этот шаг, если сможет содержать их, как полагается по Исламу. Если у него будут такие возможности, только рада буду. А возможные излишества при содержании одной семьи не гарантируют счастья. 5. Дочь отдать можно первой женой. Но где гарантия, что ее муж не возьмет вторую? Нужно правильно объяснить это нашим женщинам. А мужчинам объяснить, что довольство Создателя  можно заработать и таким путем. Аллах  знает лучше.

Асият, 21 год, замужем, детей нет, теолог. – Раньше у меня совсем другое мнение было. Думала, почему бы и нет, если Всевышний разрешил и у Пророка ﷻ  было столько жён. Считала, если я буду знать, что мой будущий муж возьмёт вторую или третью жену, то пошла бы не первой, а второй или третьей (потому что если я первая и прожила с мужем  достаточно долго, то мне будет трудно воспринимать его женитьбу; а если у мужа есть первая жена, а я выйду второй, то легче будет принять ситуацию, так как уже будешь готова, что его нужно делить). А теперь я думаю, что незачем ему вторая, ведь первая делает всё для него. Мне кажется, если мой муж возьмёт вторую, то я уйду от него и выйду за другого, астагфируллах, чтобы было по справедливости. В наше время мужчины женятся, якобы соблюдая сунну, но это не так, они просто издеваются над женщинами. Я думаю, мужчина берёт вторую жену, когда первая ему надоедает.

Муминат, 27 лет, замужем, двое детей, психолог. 1. Я отношусь спокойно, так как Аллах   дал мужчинам такое право. 2. Второй и последующей не хотела бы, но и чтобы  быть первой и принять последующих, нужно огромное терпение. 3. Что лучше для женщины? Не знаю. 4. Чтобы ответить на данный вопрос, надо для начала родить сына. 5. Дочь я бы отдала, если, конечно, она сама захочет  жить в такой семье.

Мадина, 36 лет, замужем, двое детей, учитель. 1. Плохо, потому что невозможно в наше время  одинаково относиться к двум женщинам. Любая из нас знает, как неприятно, чтобы другая женщина стала женой или любовницей мужа. 2. Ни то, ни другое. 3. Так же. 4. Нет. 5. Нет.

Мадина, 36 лет, замужем, трое детей, психолог. 1. Если муж может обеспечить обеих, я – за. 2. Все-таки для меня материальная сторона важна, если обеспечивает, почему бы и нет? 3. Для женщины быть женой лучше, чем быть просто женщиной. 4. Нормально. 5. Да, если семья будет уважать мою дочь.

Аминат, 32 года, замужем, один ребенок, медсестра. 1. Положительно, так как это является сунной. 2. Пока я к этому не готова, но в последующем – может быть. 3. Наверное, быть первой. 4. Это будет зависеть от Имана моего сына. 5. Опять-таки зависит от человека.

Узу, 28 лет, замужем, двое детей, домохозяйка. 1. К полигамии я отношусь нормально, потому что, в принципе, в этом нет ничего страшного и, тем более, это не запрещено в Исламе. 2. Быть первой, если есть вторая – да, а вот второй или третьей – нет. 3. Наверное, обеим трудно. 4. Я бы не хотела, чтобы мой сын взял вторую жену, но если возьмёт, то требовать, чтобы он с ней развёлся, не стану. Просто постараюсь, чтобы он относился к ним одинаково, а не так, как у нас обычно бывает: взял вторую, а первая оказывается такая плохая, что хуже и не найдешь, и полностью забывает про первую семью. 5. Свою дочь или сестру? Нет, потому что в большинстве случаев, когда появляется вторая, то первая семья рушится. Я бы не хотела, чтобы моя дочь или сестра стали причиной распада первой семьи.

Залина, 35 лет, разведена, один ребенок, полицейский. 1. Отношусь нейтрально. Не осуждаю, но и для себя бы не хотела. Не из-за эгоизма, а из-за детей. Какой статус они будут иметь? Наше общество не готово принять такой брак. И дети, рожденные так, будут как минимум предметом обсуждения. 2. Быть 1-й, 2-й или 3-й – это не столь важно. Главное, чтобы мужчина уважал, любил и заботился о всех одинаково. А в это я не верю, если честно. 3. Если мужчина правильно распределяет свое время, деньги и душевную теплоту, лучше жить с родной душой, а под каким номером, не важно. 4.5. Взять вторую, третью жену для сына или отдать дочь или сестру в полигамную семью? Что ж, это их решение, я не против. Уважаю их решение. Перед Всевышним они сами будут отвечать за свои поступки.

Патимат, 30 лет, замужем, трое детей, учитель. 1. В принципе, я допускаю это. Это зависит от обстоятельств жизни. 2. Не имеет значения. 3. В каждом случае это индивидуально. 4. Отрицательно. Хочу, чтобы он был счастлив с одной-единственной женой. 5. Зависит от обстоятельств, конечно. Но больше нет, чем да.

Раисат, 38 лет, замужем, двое детей, учитель. 1. Отношусь спокойно, с пониманием. Хотя бы потому, что это дозволено Всевышним. 2. Первой. 3. Если женщина сможет это принять, это благо для неё, получит за это вознаграждение от Всевышнего. 4. Не хотела бы, но приму это. 5. Скорее да, чем нет.

Анжела, 32 года, не замужем, учитель. 1. Нормально, потому что это на сегодня актуально. 2. Самой последней. 3. Второй женой. 4. Если он будет следовать Шариату, то одобрю. 5. Если будет надобность, то да. А так, собственное мнение, в Дагестане никогда порядка не будет в этом, потому что у нас берут вторую жену, только если она богатая, при этом часто первую жену с детьми выставляют за дверь.

Вот таково мнение наших женщин о полигамии. Как мы видим, не все они категоричны в этом вопросе. Большая часть из них связывает возможность создания полигамной семьи с тем, как будут вести себя мужчины. Ведь мужчина – глава семьи, и не одной семьи уже, – должен быть готов к тому, что он столкнется с трудностями, решаясь на столь смелый шаг.

МАДИНА МАГОМЕДОВА