05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.03.2022 (по Шафии)

1.Можно ли наследнику покойного возмещать за него пропущенные обязательные посты?

Относительно данного вопроса есть несколько вариантов:

1) если человек пропустил посты месяца Рамадан по уважительной причине (из-за болезни и т. п.) и умер, не успев возместить их, то такие посты не возмещаются, за них не выплачивается штраф (кафарат) и на человеке нет греха перед Всевышним;
2) если человек пропустил посты (по уважительной причине или без), но, имея время возместить их, умер до наступления следующего Рамадана, то наследнику (или тому, кому даст разрешение наследник) можно возместить его посты;
3) если же человек пропустил посты, не возместил их (имея на это возможность) и упокоился после наступления следующего Рамадана, то и тогда наследнику можно возместить его посты, однако надо ещё выплатить по причине задержки по одному мудду (576 граммов зерна) из его имущества за каждый день поста.

Примечание:
Если тридцать человек в один день будут возмещать пропущенные посты умершего с разрешения его наследника, то все тридцать постов будут считаться действительными, согласно более верному мнению. 
(«Минхадж ат-Талибин, «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», «Мугни аль-Мухтадж»)

2.Можно ли путнику перенести послеобеденный (аср) намаз на пятничный, не совершая обеденный?

Путник вправе перенести послеобеденный намаз к пятничному и сокращать, если он знает, что в этом населённом пункте и т. п. были соблюдены условия пятничной молитвы, то есть наличие сорока (40) и более мужчин, которые являются психически здоровыми, свободными, совершеннолетними жителями этой местности, мечеть находится в черте этого города или села, или же совершение намаза в нескольких мечетях по мере необходимости, вследствие чего люди не обязаны совершать обеденный намаз.
Такое же решение действует относительно путника, который точно не знает о соблюдении условий, но предполагает их наличие. А если он сомневается, перенос недействителен. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Как определить время поста там, где белые ночи, полярная ночь или день?

Во время полярной ночи солнце не восходит, а во время полярного дня, наоборот, оно не садится. Поэтому нужно ориентироваться на время восхода и захода солнца в ближайшей местности, где солнце восходит и заходит.

Во время белых ночей солнце заходит за горизонт, хотя и ненадолго, и со временем начинается рассвет, потом солнце восходит. Поэтому время поста начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца, сколько бы день ни длился.

Если солнце заходит и восходит, но глубокая ночь не наступает, то время ночного и утреннего намазов также устанавливают по времени намазов в ближайшей местности, где время этих намазов наступает при известных условиях. Например, если белая ночь длится один час, а ночь в ближайшей местности, где можно определить время ночного и утреннего намазов, продолжается три часа, то ориентируются на это время. То есть если время ночного намаза наступает через час после захода солнца, а время утреннего намаза –  за час до восхода, то там, где полярная ночь, время ночного намаза наступает по прошествии первой трети ночи, а время утреннего намаза –  по прошествии второй трети ночи.
Если пост в подобных условиях приводит к возникновению острой боли, обострению имеющейся болезни, затягиванию времени лечения, то можно и даже нужно нарушить пост. Но его необходимо возместить до наступления следующего Рамадана. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Дозволено ли открывать рестораны, кафе и другие учреждения общепита в дневное время суток в месяце Рамадан?

 Соблюдение поста в Рамадан является четвёртым столпом Ислама. Всевышний разрешил не поститься лишь тем, у кого есть уважительная причина, и это до тех пор, пока эта причина не будет устранена.

Однако пропустивший пост обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «Месяц Рамадан –  (это месяц), в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, доказательство истинного пути и различение (между истиной и ложью). И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится. А кто (настолько) болен (что не в силах соблюдать пост) или (находится) в пути, то пусть постится такое же количество дней в другое время (в качестве возмещения)...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

Пророк ﷺ предостерегает от проявления небрежности в отношении соблюдения поста и говорит в хадисе: «Тот, кто, будучи здоровым или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет поститься всю свою жизнь непрерывно» (ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи).

Предостережение Посланника Господа ﷺ касается не только несоблюдения поста –  оно распространяется также на содействие в нарушении другим человеком поста, то есть на предоставление пищи в дневное время месяца Рамадан другому человеку, будь то мусульманин или немусульманин. Ибо тот, кто содействует в несоблюдении поста другим человеком без уважительной причины, рассматривается в качестве его соучастника в грехе. Любой поступок, который приводит к запретному, также является запретным.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет: «Также запрещается продавать свежие финики и виноград виноделу, если есть предположение, что покупатель приготовит из него вино или другой опьяняющий напиток».

Абд уль-Хамид аш-Ширвани в своём дополнении к «Тухфат аль-Мухтаж», комментируя слова Ибн Хажара, пишет: «…Мусульманину запрещено в дневное время месяца Рамадан угощать также и немусульмана, достигшего шариатского совершеннолетия. Запрещено продавать ему еду, зная или предполагая, что он будет принимать её днём, согласно фетве, которую вынес наш шейх, великий учёный аш-Шихабу ар-Рамали, поскольку в этом есть содействие в совершении греха, учитывая, что, согласно сильному мнению, обязанность соблюдения второстепенных норм религии возлагается также и на немусульман».

Заключение:
Из вышесказанного следует, что нельзя в дневное время месяца Рамадан угощать как мусульманина, так и немусульманина, если есть предположение или уверенность в том, что у того нет причины, которая дозволяла бы ему не соблюдать пост. 
А если вы сомневаетесь в этом, то вам нежелательно его угощать, пока вы не узнаете, что у него есть уважительная причина. Если же вы знаете, что у него есть причина, по которой ему дозволяется не соблюдать пост, то вам разрешено его угощать, даже если сами поститесь. 
(«Тухфат аль-Мухтаж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).