23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Первый небесный человек

История полёта Юрия Гагарина

В этом году исполняется ровно 61 год с момента полёта Юрия Гагарина, а на сегодняшний день ему могло бы исполниться 88 лет. Но, 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. 
Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными до сегодняшнего дня. 

Быть первым в истории –  всегда огромная ответственность, бремя и честь. Первый человек на материке, первый человек на высочайшей горе, первый человек в самой глубокой впадине Земли –  достижения, вне сомнения, значимые, но быть первым человеком в космосе –  это немного по-особенному.

Космос –  нечто совершенно другое, абсолютно незнакомое и загадочное. В теории и немного масштабируя наши знания, мы понимали, какие трудности нас ждали на Южном полюсе, на Эвересте и в Марианской впадине, но космическое пространство –  это не просто ещё один приоткрытый уголок мира, а целая дверь в самую большую и загадочную дверь во Вселенной.

Юрий Алексеевич Гагарин навсегда останется в истории человечества как первопроходец космического пространства. Во-первых, его корабль был разогнан до скорости, равной примерно 27000 км/ч, что практически в 100 раз быстрее спортивного болида тех времён. Во-вторых, этот человек поднялся на высоту более 100 километров –  линия Кармана (условная граница космоса). В-третьих, он побывал в полностью безвоздушном пространстве –  в настоящем космосе. Его имя всегда будут помнить: что сейчас, что через 100 лет –  такова благодатная участь «первых».

В этом году исполняется ровно 61 год с момента полёта Юрия Алексеевича, а на сегодняшний день ему могло бы исполниться 88 лет. Но, 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными до сегодняшнего дня. 

В 1941 году будущий космонавт пошёл в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года. В 1945 году семья Гагарина переехала в город Гжатск. Окончив в 1949 году шестой класс, Юрий Алексеевич поступил в Люберецкое ремесленное училище, одновременно учился в школе рабочей молодёжи. С 1951 года Гагарин обучался на литейном отделении Саратовского индустриального техникума.

Начало лётной службы

С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году он совершил свой первый полёт на самолёте Як-18.
В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. Ш. Акбулатов. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в посёлке Луостари Мурманской области.

Подготовка к полёту в космос

Узнав об отборе космонавтов к первому полёту на корабле «Восток-1», Гагарин подаёт рапорт о зачислении его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полётов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы (Н. Каманин, М. Галлай и др.).

Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты обучения и тренировок которого оптимально отвечали нужным требованиям. Дублёром Юрия Алексеевича назначили Германа Титова.

О Гагарине отзывались как о крайне открытом, светлом, ответственным человеком. 

Из интересного можно отметить, что его полёт проходил далеко не по плану, был довольно-таки проблемным. Из-за закрытости СССР и понимания, что за его полётом следит буквально весь мир, Юрий Алексеевич не мог в полной мере передавать на землю общую картину происходящего на борту. С большей частью проблем ему пришлось справляться самостоятельно.

Гагарин мог погибнуть в космосе, так как двигатель его корабля проработал на несколько секунд дольше положенного и он рисковал остаться на орбите на долгие месяцы, что означало бы неминуемую смерть космонавта. Но он смог отрегулировать траекторию свего полёта и даже приземлиться на территорию СССР, чтобы иностранные государства не получили некоторые технологии. Тот полёт был чрезвычайно опасен, рискован и чудом прошёл успешно, но такова цена первых. Там, где есть риск, есть и прогресс. Разумеется, до полёта Гагарина были и полёты животных, и запуски спутников, и отработка других вещей, но тогда время было совсем другое.

Имя Юрия Алексеевича будут помнить всегда, как и будущих исследователей, которые вступят на Марс и другие объекты Солнечной системы.

Источники: ru.wikipedia.org, histrf.ru, youtu.be

Глеб Саломатов