01 июля
2022 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.03.2022 (по Ханафи)

1.Дозволено ли скупать товары во время дефицита и хранить их для последующей перепродажи по завышенной цене?

Скупка товаров массового потребления в период повышенного спроса для хранения и последующей перепродажи не по рыночной цене называется ихтикаром.

Ихтикар запрещён, поскольку создаёт искусственный дефицит товаров и приводит к росту цен и финансовым потерям потребителей. Помимо продуктов питания, это все товары первой необходимости, на которые вследствие тотальной скупки может возникнуть дефицит.
Не является ихтикаром скупка товара во время повышенного спроса с целью его перепродажи по завышенной цене в другом населённом пункте, где он оценивается дороже, за исключением случаев, когда это наносит ущерб жителям местности, где он был закуплен, приводя к дефициту товара на рынке и росту стоимости.

Если какой-то торговец вызвал своими действиями дефицит, но не продаёт товар выше рыночной стоимости, то данный запрет его не касается.
 («Ихтияр ли-Таалили Мухтар»)

2.Нужно ли выплачивать закят с товара, который производишь сам, а также с сырья, купленного для производства?

Если человек купил сырьё для производства товара, например стройматериалы для строительства дома, квартиры которого будет продавать, то по прошествии года по лунному календарю он должен выплатить закят с этого сырья и дома, даже если тот ещё не достроен.

Это же решение относится к любому материалу, купленному с намерением что-либо изготовить и потом продать. Например, к ткани, которую портниха купила, чтобы шить одежду и потом продавать её. 

Закят не выплачивается с того, что не входит в товар, например со станков или швейных машин.
 («Фикх уль-Муяссар»)

3.Можно ли мужчине носить браслет или цепочку из серебра?

Мужчинам запрещено использовать посуду из золота и серебра, носить наручные браслеты, цепочки, золотые или серебряные часы, золотые кольца, а также другие украшения, предназначенные для женщин. Учитывая, что их запрещено покупать для себя, носить тем более не дозволено. 

Единственное украшение, дозволенное мужчинам, – серебряное кольцо.
 («Фикх уль-Ислам ва Адиллатуху»)

4.Можно ли требовать картёжный долг?

Игра, от исхода которой зависит передача имущества одного человека другому, является запретной. А исход игры в пользу конкретного игрока недействителен даже при обоюдном согласии игроков, поскольку для законности договора, помимо обоюдного согласия, необходимо, чтобы сам вид договора был разрешённым. Владельцы имущества сохраняют права на него и после проигрыша, как и до игры, то есть выигравший не становится хозяином имущества проигравшего. 

Следовательно, требовать свой выигрыш однозначно запрещено, поскольку это равносильно незаконному отъёму имущества чужого человека и является притеснением.

Также проигравший не обязан возмещать долг, приобретённый в азартных играх. Наоборот, это рассматривается как предосудительное деяние, способствующее укоренению запретного.

Все учёные едины во мнении, что азартные игры запрещены. Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «О уверовавшие в Аллаhа ﷻ, Его Писания и Его посланников! Поистине, всё, что пьянит и отравляет разум, одурманивает его (хамр), азартные игры (майсир), идолы, стрелы для гадания и всё тому подобное – это мерзость из деяний сатаны. Не приближайтесь и отстранитесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье – защиту от огня Ада и блаженство Рая в вечной жизни! Поистине, сатана, склоняя вас ко всему опьяняющему и к азартным играм, хочет лишь посеять среди вас раздор, вражду и ненависть и тем самым отвратить вас от поминания Аллаhа ﷻ, намаза и других благих деяний. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещённых вам, не отстранитесь ли вы хоть теперь от них, чтобы не дать возможности сатане достичь своих целей!» (сура «Аль-Маида», аят 90).

Также имам аль-Бухари передаёт следующий хадис: «Тот, кто скажет своему товарищу: “Давай поиграем в азартные игры”, пусть отдаст милостыню». Это говорит о такой степени мерзости этого греха, что только лишь за предложение совершить его полагается отдать милостыню в качестве искупления.
 («Фикх уль-Ислам ва Адиллатуху»)

Игра, от исхода которой зависит передача имущества одного человека другому, является запретной. А исход игры в пользу конкретного игрока недействителен даже при обоюдном согласии игроков, поскольку для законности договора, помимо обоюдного согласия, необходимо, чтобы сам вид договора был разрешённым. Владельцы имущества сохраняют права на него и после проигрыша, как и до игры, то есть выигравший не становится хозяином имущества проигравшего. 

Следовательно, требовать свой выигрыш однозначно запрещено, поскольку это равносильно незаконному отъёму имущества чужого человека и является притеснением.

Также проигравший не обязан возмещать долг, приобретённый в азартных играх. Наоборот, это рассматривается как предосудительное деяние, способствующее укоренению запретного.

Все учёные едины во мнении, что азартные игры запрещены. Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «О уверовавшие в Аллаhа ﷻ, Его Писания и Его посланников! Поистине, всё, что пьянит и отравляет разум, одурманивает его (хамр), азартные игры (майсир), идолы, стрелы для гадания и всё тому подобное – это мерзость из деяний сатаны. Не приближайтесь и отстранитесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье – защиту от огня Ада и блаженство Рая в вечной жизни! Поистине, сатана, склоняя вас ко всему опьяняющему и к азартным играм, хочет лишь посеять среди вас раздор, вражду и ненависть и тем самым отвратить вас от поминания Аллаhа ﷻ, намаза и других благих деяний. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещённых вам, не отстранитесь ли вы хоть теперь от них, чтобы не дать возможности сатане достичь своих целей!» (сура «Аль-Маида», аят 90).

Также имам аль-Бухари передаёт следующий хадис: «Тот, кто скажет своему товарищу: “Давай поиграем в азартные игры”, пусть отдаст милостыню». Это говорит о такой степени мерзости этого греха, что только лишь за предложение совершить его полагается отдать милостыню в качестве искупления.
 («Фикх уль-Ислам ва Адиллатуху»)

5.Нужно ли иметь намерение для саджда-сахви (земной поклон, совершаемый при допущенных в намазе ошибках)?

Делать намерение в данном случае нет необходимости. Если одновременно с совершением саджда-сахви произнести намерение языком, то намаз нарушается. Что касается того, кто в коллективном намазе следует за имамом, то ему также делать намерение не нужно.
 («Хашияту Тахтави»)

6.Как и когда нужно делать намерение на пост месяца Рамадан? 

Лучшее время для того, чтобы сделать намерение держать пост, – после утренней трапезы (сухур), то есть до начала рассвета. Однако если человек не смог проснуться в это время, то ему разрешается сделать намерение на пост месяца Рамадан, когда он проснётся, вплоть до полудня. Главное, чтобы постящийся до полудня не совершил действий, нарушающих пост. Тем же, кто не собирается вставать на сухур, лучше сделать намерение с ночи или во время таравих-намазов. 

 Проговаривать намерение языком желательно, а сердцем – обязательно. 
Намерение можно сделать следующим образом: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамадан завтра от рассвета до заката».
 («Марак иль-Фалях»)

7.Что это такое – сухур и ифтар?

Сухур – приём пищи до наступления утреннего намаза (до рассвета). И этот предрассветный завтрак является сунной (желательным) Пророка ﷺ. 
Посланник Господа ﷺ сказал: «Ешьте до рассвета, потому что в нём (таком приёме пищи) есть благодать» (аль-Бухари).

Ифтар – разговение после завершения поста. Время ифтара наступает с началом вечернего намаза, сразу после полного захода солнца. 
Ифтар также приносит верующим радость в этом мире и великую награду в Судный день.

Пророк ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас будет разговляться, то пусть открывает свой пост финиками, так как в этом благодать. Если вы не найдёте фиников, то разговляйтесь водой, потому что она чистая (очищающая)» (ат-Тирмизи).
 («Умдат аль-Фаттах»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62