01 июля
2022 года
поделиться

Гость самого Создателя

Одно из наиболее важных и значимых поклонений – пребывание в мечети с целью поминания и поклонения Всевышнему (итикаф).

Уединяясь в домах Всевышнего (божественных храмах), человек находит успокоение сердца, отлучение от мирских проблем, суеты. 

Ибо именно в поминании Господа верующие находят успокоение и воодушевление. Находясь в итикафе, человек постоянно занят поклонением, даже сон в таком состоянии ему запишется как поклонение. В итикафе человек находится в лучшем доме – мечети, а мечети названы в Коране «домами Аллаhа ﷻ», где человек является «гостем самого Создателя», а Он – самый Щедрый Хозяин, который исполняет нужду Своего гостя.
Это важный вид поклонения, который, как и любое другое поклонение, имеет свои условия и составляющие. 

Слово «итикаф» в арабском языке означает «остановку в каком-либо месте и пребывание там в течение определённого времени». А в религиозном понимании итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. 

Существует три вида итикафа

1. Необходимый итикаф (ваджиб). 

Человек даёт клятву, обет, что он совершит итикаф, если получит что-либо или будет достигнута какая-либо цель с помощью Всевышнего. Итикаф становится необходимым (ваджибом) для него в первые моменты достижения цели. 

2. Желательный итикаф (сунна).

Итикаф в последние десять дней месяца Рамадан. 

3. Дополнительный итикаф (нафиль).

Для такого итикафа нет определённого времени. Человек сам определяет количество дней, даже может сделать намерение оставшуюся жизнь провести в итикафе. 

Среди учёных есть разногласия по поводу определения наименьшего срока для итикафа. Так, по мнению имама Абу Ханифы, нельзя делать намерение на итикаф сроком менее чем на один день. По мнению имама Мухаммада, разрешается сделать намерение на итикаф даже на небольшое время. Этому решению отдали предпочтение большинство учёных. Поэтому каждый раз, заходя в мечеть даже на небольшое время, человек может сделать намерение на итикаф и получать за это огромное благо, вознаграждение от Милостивого Господа. Помимо того, что он в мечети совершает намазы или другие поклонения, он получит отдельную награду за итикаф. 

Для мужчины лучшее место итикафа – это мечеть аль-Харам в священной Мекке, затем мечеть Масджид ан-Набави (мечеть Пророка ﷺ) в лучезарной Медине, затем мечеть аль-Акса в Иерусалиме (Бейт уль-Макдис), после – соборная джума-мечеть той местности, где он находится, и напоследок – любая квартальная мечеть. 

У имама Абу Ханифы есть обязательное условие: в мечети, в которой делается итикаф, должен совершаться пятикратный намаз. По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно, чтобы была мечеть, даже если там не совершается коллективный намаз. 
По мнению некоторых учёных, местом для итикафа женщин является определённое место, выделенное для поклонения в их собственных домах. 

Условия для итикафа

1. Намерение. Чтобы итикаф стал поклонением, необходимо сделать намерение пребывать в мечети некоторое время с целью богослужения, следуя в этом сунне Пророка ﷺ. Например, если человек просто зашёл в мечеть или по какому-нибудь делу, но не с целью совершить поклонение, то его итикаф будет недействительным.

2. Пребывание в мечети. Для осуществления итикафа необходимо находиться в мечети в течение определённого времени.

3. Чистота. Для действительности итикафа совершающий его должен быть в чистоте от состояния осквернения (наличие ритуального купания).

Если это женщина, то она должна быть в чистоте от менструальных и послеродовых выделений. Также необходимо, чтобы на теле и одежде не было нечистот, которые могут испачкать мечеть.

Если пребывающий в итикафе выйдет из мечети без необходимости, то его итикаф нарушается. А если выйти, например, по нужде или крайней необходимости, то итикаф не нарушается.

Соблюдать пост во время итикафа хотя и предпочтительнее, но не является необходимой составляющей. 

Если человек дал обет исполнить итикаф, соблюдая пост, – поскольку такой итикаф ценнее, то ему вменяется в обязанность соблюдение поста во время итикафа. 

Итикаф можно совершить в любой другой мечети, даже если дать обет соблюсти его в конкретной. 

Этика итикафа

1. Совершающему итикаф желательно заниматься поклонением Создателю: поминать Его (зикру), читать Коран, изучать религиозные науки, читать желательные молитвы и другое, поскольку это будет способствовать осуществлению цели итикафа.

 2. Во время итикафа желательно соблюдать пост, ибо такой итикаф достойнее обычного. Кроме того, пост способствует подавлению желаний и очищению души.

 3. Итикаф желательно совершать в джума-мечети, то есть в той мечети, в которой проводят пятничную молитву.

 4. Говорить только хорошее, не бранить никого и не сплетничать, поскольку такие поступки запретны не только в мечети.
Во время итикафа нежелательно заниматься мирскими делами: покупать, продавать, вести бесполезные разговоры и т. п. 
(«Марак аль-Фалях»)

Мухаммад-фарук Азимов