20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Человек труда

«Решай со мной»

Интервью с учителем математики и популярным блогером Петром Земсковым

Пётр Александрович Земсков, учитель математики, родился в 1969 г. (52 года). Преподаёт в лицее №35 города Челябинска. Стал известен благодаря коротким видеоурокам в TikTok и на YouTube-канале. Количество подписчиков учителя из Челябинска в соцсетях составляет 1,5 млн человек.

Школьники часто задаются вопросом, как в жизни им пригодится тот или иной предмет. Скажем, математика. Как возведение в степень или вычисление логарифма может помочь решить вопрос по работе или дома? В таких профессиях, как учитель, инженер, строитель, применяют на практике вычисления и построение графиков. А что если ребёнок хочет стать кем-то другим? Зачем врачу гиперболы или юристу – уравнения?
Математика – это расчёты, которые применяются как в работе, так и в быту. Снятие мерок в шитье, готовка, коммунальные счета, ремонт и т. д. – во всём присутствует математика. Доказать это сможет учитель математики, блогер Пётр Земсков. 

– Как вы достигли успеха в качестве блогера и возникали ли сложности на пути к популярности?

– Когда начинал, не думал о популярности. Я снимал ролики для класса, они должны были помочь ребятам освоить материал: доказательство теоремы, решение задачи, разбор контрольной работы. Важно получить это из первых рук, от своего учителя, который тебя ведёт. Чтобы дети, готовясь к урокам, могли пересматривать ролик и пытаться понять.
Позже начали смотреть другие люди, и нам тоже стало интересно. 

– Что повлияло на ваше призвание: любовь к детям или к математике?

– Вначале – к математике. Когда окончил школу, в 16–17 лет, понял, что в математике у меня есть успехи и мне нравится этот предмет. Поэтому выбрал педагогический институт. Не знаю, как сейчас, но когда я учился, в 86–90-х годах, была дополнительная студенческая жизнь: самодеятельность, спорт, КВН, всё это шло в педагогическую копилку. Всё вместе: и наука, и умение, и желание объяснять другому человеку.

– Возможно ли объяснить ребёнку, зачем ему учиться?

– Этот момент весьма сложный. Вот вы правы. Вы сейчас произнесли слово «зачем». Зачем синусы, косинусы? И вот тут мы, кому уже лет под 50, не готовы к такому вопросу, потому что в своё время задавали вопрос «почему». Мы были поколением почемучек и спрашивали: «почему ветер дует?», «почему, когда кирпич в воду бросаешь, на воде круги – он же прямоугольный?». Мы не задавали вопрос «зачем», нам было понятно, что математика – она везде: в строительстве, в жизни. Математика учит анализировать, решать задачи. Сейчас при подготовке к уроку приходится искать узкоспециализированные назначения того или иного свойства. Возможно, это физика поколения, тут надо разбираться.

– Для кого больше подходят уроки и кто чаще смотрит ролики?

– По статистике, в аналитике просмотров на YouTube могу точно сказать: детей всего лишь 13% из 670 тыс. подписчиков, это 60–70 тыс., все остальные – от 25 до 40 лет. Это взрослые люди, которые в своё время увлекались предметом. 

– Каким будет ваш совет будущим учителям?

– Впитывай все знания, которые дают. Если учишься на математическом факультете, не пропускай лекции, практики. Участвуй во всех событиях, в КВНах. Если не удалось законспектировать мероприятия –  они останутся в памяти. Соберётся большая математическая копилка. Это нужно для того, чтобы в школе проводить праздники с детьми.

Я акцентировал внимание на материале не просто так. Спустя годы я замечаю, что, сколько бы времени ни прошло, помню материал, который заучивал, и могу решить в любой момент любую задачу.

А вот теория вероятности, которую я в своё время пропустил, мне тяжеловато даётся. Несмотря на то, что пытаюсь вспомнить, сейчас тяжелее восполнять знания.

Поэтому я призываю студентов: учитесь, не пропускайте занятия! Вы молоды, вы можете все свои увлечения реализовать даже ночью, потому что у вас сил много. Можно днём учиться, вечером ходить в театр, ночью встречаться с друзьями и утром, поспав два часа, идти на занятия. Любой молодой человек может сутки не спать. Главное, не в ущерб учёбе. Учитесь на моих ошибках. Как говорят, дураки учатся на своих ошибках, а мудрые – на чужих. Будьте мудрыми!
 

Асият Хасавова