01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Откровение Господа, посланническая миссия

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Однажды, когда Мухаммад ﷺ находился в уединении, размышляя о тайном, что находится за видимой стороной бытия, с соизволения Творца миров к нему явился ангел Джабраиль (библейский Гавриил) عليه السلام. Он принёс ему первые аяты Божественного откровения. Этому предшествовали признаки, которые нашли своё выражение в том, что Мухаммад ﷺ начал лицезреть истинные видения, и все они приходили подобно утренней заре, что продолжалось в течение шести месяцев. 

Рассмотрение различных доводов и доказательств позволяет нам определить дату ниспослания первого откровения – это ночь понедельника, 21-го числа месяца Рамадан, что соответствует 10-му августа 610 года н. э. В это время возраст Пророка ﷺ составлял сорок лунных лет, шесть месяцев и двенадцать дней, что соответствует тридцати девяти солнечным годам трём месяцам и двадцати двум дням.

Имам Ибн Хаджар пишет: «Аль-Байхаки сообщает, что эти видения продолжались в течение шести месяцев, из чего следует, что начало пророчества, выразившегося в видениях, приходится на месяц рождения Мухаммада ﷺ – Раби уль-Авваль – после достижения им возраста сорока лет. Что же касается откровений, получаемых наяву, то они начались в месяце Рамадан». 

Данные историков относительно того месяца, когда Господь почтил Мухаммада ﷺ пророчеством и ниспослал первое откровение, расходятся.

Большая часть учёных считает, что это произошло в месяце Раби уль-Авваль, тогда как другие полагают, что это было в Рамадан. Есть и такие, которые утверждают, что месяцем ниспослания первого откровения являлся месяц Раджаб. На наш взгляд, наиболее предпочтительным представляется второе мнение, согласно которому это произошло в Рамадан. Основанием этому служат аяты Корана, где Всевышний сказал (смысл комментария): «Рамадан (является месяцем), в котором был ниспослан Коран как руководство для людей…» (сура «Аль-Бакара», аят 185). Всевышний также сказал (смысл комментария): «Мы, поистине, ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения» (сура «Аль-Кадр», аят 1). Известно, что Ночь предопределения является одной из ночей Рамадана.

Мать правоверных Аиша رضي الله عنها говорит об этом следующее: «Ниспослание Божественного откровения Посланнику Аллаhа ﷺ началось с благого видения во сне, и он никогда не видел иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре (такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений). Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере горы Хира, занимаясь там поклонением Единому Господу в течение определённого количества дней, а потом он возвращался к семье. И обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался домой к Хадидже и снова брал всё, что ему было нужно для нового такого же уединения.

Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и сказал: “Читай!”, на что он ответил: “Я не умею читать!” Пророк ﷺ рассказывал: “Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова сказал: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Тогда он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил меня и сказал: “Читай!” – и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал (смысл комментария): “Читай с именем твоего Господа, который сотворил (всё сущее). Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – самый щедрый”» (сура «Аль-Аляк», аяты 1–3).

 Расхождения во мнениях существуют и относительно того дня, когда именно было ниспослано первое откровение. Большинство авторов жизнеописания Пророка ﷺ сходятся на том, что ниспослание первого откровения пришлось на 21-е число месяца Рамадан, понедельник. Это мнение подтверждается хадисом, который передают со слов Абу Катады аль-Ансари رضي الله عنه о том, что как-то раз Посланника Аллаhа ﷺ спросили о соблюдении поста в понедельник, и он сказал: «В этот день я родился и (в этот) день мне было ниспослано (первое откровение)» (Муслим, Ахмад, Абу Давуд и другие). 

Понедельники месяца Рамадан этого года приходились только на седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое числа. С другой стороны, во всех достоверных версиях соответствующих хадисов указывается, что Ночь предопределения является одной из нечётных ночей последней декады Рамадана. Если сопоставить все эти данные, то мы приходим к выводу, что первое откровение было ниспослано Пророку ﷺ в пещере горы Хира в понедельник, 21-го числа месяца Рамадан. 

Аиша رضي الله عنها далее рассказывала: «И Посланник Аллаhа ﷺ, сердце которого трепетало от страха, вернулся домой к Хадидже бинт Хувайлид رضي الله عنها и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Тогда его укрыли, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём и спросил: “Что со мной? Я боюсь”. Хадиджа رضي الله عنها ответила: “Нет, нет! Клянусь Аллаhом ﷻ, Аллаh ﷻ никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабого и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы”.

После этого Хадиджа رضي الله عنها привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Навфалю бин Асаду, который придерживался Христианства, знал письменность иудеев, изучал Евангелие и был к тому времени глубоким старцем, давно потерявшим зрение. Хадиджа رضي الله عنها обратилась к нему: “О сын моего дяди, послушай своего племянника”. Она назвала Пророка ﷺ племянником Вараки только для того, чтобы оказать почтение возрасту последнего. В действительности же в родстве они не состояли. 

Варака спросил его: “О мой племянник, что ты видишь?” На что Посланник Всевышнего ﷺ поведал ему, что он видел. Варака сказал: “Это – тот же ангел, которого Господь направил к пророку Мусе (Моисею) عليه السلام. О, если бы я был молод в эти дни и мог дожить до того времени, когда твой народ станет изгонять тебя!” Пророк ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо если являлся человек с чем-либо, подобным тому, что снизошло к тебе, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, когда тебя станут изгонять, то сделаю всё, чтобы помочь тебе”. Однако Варака вскоре умер, а откровения Господа временно прекратились» (аль-Бухари).

Согласно сообщениям ат-Табари и Ибн Хишама, Пророк ﷺ покинул пещеру на горе Хира после неожиданного ниспослания откровения, а потом снова вернулся туда и оставался в уединении, как и прежде, а после возвращался в Мекку.

Прекращение откровений

Что касается периода прекращения откровений, то Ибн Саад приводит слова Ибн Аббаса رضي الله عنه, указывающие на то, что этот период продолжался в течение нескольких дней, что представляется наиболее вероятным после всестороннего рассмотрения этого вопроса. Есть также мнение, согласно которому этот период длился три или два с половиной года. 

Дни, последовавшие за прекращением откровений, Пророк ﷺ провёл в печали, смешанной с недоумением и изумлением.
Аль-Бухари приводит хадис, где говорится: «На определённый период времени откровения прекратились, и Посланник Господа ﷺ был огорчён до такой степени, что не раз устремлялся в горы, чтобы броситься вниз с их вершин, но каждый раз, как он забирался на вершину, чтобы сделать это, перед ним появлялся ангел Джабраиль عليه السلام и говорил: «О Мухаммад ﷺ, поистине, ты являешься Посланником Аллаhа ﷻ!» – после чего он успокаивался и возвращался домой». 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов