25 июня
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه – хранитель тайны Пророка ﷺ

Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه был одним из наиболее приближённых сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.

«Если хочешь, то можешь быть мухаджиром (тем, кто ради Аллаhа ﷻ и Его Пророка ﷺ совершил переселение из Мекки в Медину), а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров (жители Медины, которые оказали гостеприимство переселенцам и помогли). Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе». Именно с такими словами Пророк ﷺ обратился к Хузайфе ибн аль-Яману, когда встретил его в Мекке впервые. 
Перед тем как Хузайфе ибн аль-Яману была предоставлена возможность самостоятельно выбрать, к какой  из двух почётнейших категорий людей он хочет принадлежать, произошли некоторые события.

Отец Хузайфы был мекканцем из рода Бану Абс. Однако, убив человека из своего рода, он был вынужден переселиться из Мекки в Ясриб (Медина). Там он породнился с родом Бану Абдуль-Ашхал, и у него родился сын, получивший имя Хузайфа. Незаметно миновал срок, в течение которого аль-Яману (отец Хузайфы) запрещалось вступать на территорию Мекки, и он стал периодически посещать её, предпочитая Ясриб для постоянного проживания. Когда над Аравийским полуостровом воссиял свет Ислама, отец Хузайфы был среди одиннадцати людей рода Бану Абс, прибывших лично к Посланнику Аллаhа ﷺ и провозгласивших перед ним принятие истинной веры в Единого Господа. 

Это случилось ещё до того, как Пророк ﷺ переселился в Медину. Поэтому, мекканец по происхождению, Хузайфа стал мединцем. Хузайфа ибн аль-Яман получил заботливое воспитание родителей, которые были среди первых принявших истинную веру. Хузайфа также уверовал в Единого Господа прежде, чем ему выпало счастье встретиться с Посланником Всевышнего ﷺ. 

Долгожданная встреча

С тех пор как он принял истинную веру, Хузайфа страстно ожидал любую весть о Пророке ﷺ и постоянно расспрашивал о том, какой он из себя, всё ли у него хорошо. Эти вести лишь увеличивали его страстное стремление встретиться с Посланником Господа ﷺ. И он специально отправляется в Мекку, чтобы увидеться с Пророком ﷺ. Встретившись с ним, он почти сразу же спросил: «Кто я, о Посланник Аллаhа ﷺ: мухаджир или из ансаров?» Пророк ﷺ ответил ему: «Если хочешь, то можешь быть мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе». – «Я хочу быть из ансаров, о Посланник Аллаhа ﷺ!» – воскликнул Хузайфа. 

Когда Пророк ﷺ переселился в Медину, Хузайфа, подобно тени, неотступно следовал за ним и участвовал во всех походах, кроме битвы при Бадре (ныне Бадр Хунайн – небольшой город в административном округе Медина в западной части Саудовской Аравии).

Хузайфа рассказывает: «Единственное, что помешало мне сражаться при Бадре, – это то, что меня с отцом не было тогда в Медине. По дороге в родной город нас захватили курайшитские неверные, которые спросили: “Куда вы направляетесь?” Мы ответили им: “В Медину”. Они сказали: “Вы, наверное, направляетесь к Мухаммаду ﷺ?” Мы ответили: “Мы направляемся в Медину”. Они согласились отпустить нас только при условии, если мы поклянёмся не помогать Мухаммаду ﷺ вести войну против них и не сражаться с ними. Затем они освободили нас. Когда после этого мы пришли к Посланнику Аллаhа ﷺ и сообщили о данном нами обещании курайшитам, он сказал: «Можете не соблюдать данного вами обещания им, и обратимся к помощи Аллаhа ﷻ в борьбе против них».

Чудеса героизма

В битве при Ухуде (гора Ухуд находится к северу от Медины, её высота составляет 1077 м) Хузайфа сражался вместе со своим отцом аль-Яманом. В этом сражении Хузайфа проявил чудеса героизма и доблести, не получив ни одного ранения. Его же отец погиб на поле боя, но от рук мусульман, а не от мечей язычников. Как это случилось…

В день битвы при Ухуде Посланник Аллаhа ﷺ оставил аль-Ямана и Сабита ибн Вакша в крепостных укреплениях, где скрывались женщины и дети, поскольку оба они уже были преклонного возраста. Когда сражение достигло наивысшего напряжения, аль-Яман сказал своему товарищу: «Послушай, приятель, чего же мы ждём? Клянусь Аллаhом ﷻ, нам и жить-то осталось всего ничего, помрём не сегодня, так завтра. А не взять ли нам в руки мечи и не присоединиться ли к Любимцу Господа ﷺ? Быть может, Господь дарует нам геройскую смерть в бою рядом с Его Пророком ﷺ».

Взяв свои мечи, оба старика присоединились к другим воинам и вступили в бой. Сабиту ибн Вакшу Всевышний даровал мученическую смерть от рук язычников. Что же касается отца Хузайфы, то он погиб по ошибке от мечей мусульман, не узнавших его. «Отец, отец!» – кричал Хузайфа, но никто не услышал его, и старик пал от рук своих же соратников. Единственное, что сказал им Хузайфа: «Да простит вас Аллаh ﷻ, Он Милостивый, Прощающий».

После этого Посланник Аллаhа ﷺ хотел выплатить сыну выкуп за убитого отца, но Хузайфа сказал: «Он испрашивал смерти на поле боя и получил её. Свидетельствую пред Господом, что я жертвую выкуп за него своим братьям по вере». 

Всесторонне изучив и проверив в различных испытаниях Хузайфу ибн аль-Ямана, Посланник Аллаhа ﷺ отметил три характерных для него качества: острый ум, помогавший ему решать самые сложные вопросы, умение быстро и чётко схватывать суть, если того требуют обстоятельства, а также умение хранить тайну, поскольку никто не мог выпытать у него ни одного секрета.

Для Пророка ﷺ было характерно выявлять у своих сподвижников положительные качества, в результате чего он расставлял на необходимых местах людей, соответствующих данному роду деятельности.

Сложнейшая проблема, стоявшая перед верующими, заключалась в том, что в Медине было много лицемеров из иудеев и их сторонников, которые строили козни и плели интриги против Пророка ﷺ и его сподвижников. И Посланник Господа ﷺ сообщил Хузайфе имена всех лицемеров, проживающих в Медине, а это были сведения такой секретности, что об этом никто из сподвижников не знал. А также поручил ему тщательнейшим образом следить за всеми передвижениями и деятельностью лицемеров с целью обезопасить Ислам и мусульман. С тех пор Хузайфа ибн аль-Яман получил титул «хранитель тайны Посланника Аллаhа ﷺ».

Адиль Ибрагимов