19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Изабель Эберхардт. Авантюристка, шпионка, исследователь и просто мусульманка

О ней на самом деле известно не очень много, гораздо больше можно почерпнуть из тех книг и статей, которые она за свою очень недолгую жизнь успела опубликовать.

О ней на самом деле известно не очень много, гораздо больше можно почерпнуть из тех книг и статей, которые она за свою очень недолгую жизнь успела опубликовать.

Изабель родилась 17 февраля 1877 года в Швейцарии. Ее мать Натали Морде была прибалтийской лютеранкой немецко-русских кровей. Будучи замужем за генералом русской армии Павлом де Морде, она родила двоих сыновей и дочь и отправилась с ними на отдых в Швейцарию. Там через некоторое время родился ее третий сын Августин, а еще через четыре месяца Павел скончался. Впрочем, ходили вполне обоснованные слухи о том, что Натали была несчастлива в браке и вступила в связь с учителем своих детей и именно поэтому бежала за границу от мужа. Впрочем, Павел с ней не развелся и именно поэтому все старшие четверо детей Натали были зарегистрированы на его фамилию. Однако этот побег лишил ее возможности вернуться в Россию и получить наследство.

Изабель же родилась через четыре года после этих событий. И ее отцом вполне обоснованно считается тот самый учитель детей Натали (который уехал со своими детьми вместе с Натали в Швейцарию) Александр Трофимовский. Однако, видимо, Натали не получила официальных бумаг о своем вдовстве, а значит не могла оформить с ним брачный союз официально. Собственно говоря, Изабель была зарегистрирована на девичью фамилию матери как незаконнорожденная. Это впоследствии стало одной из причин ее полного разрыва с семьей. Сам Трофимовский был русским, однако по стечению обстоятельств родился в Америке, хотя и имел отдаленные армянские корни. Бывший семинарист и священник православной церкви, анархист, полиглот, философ, друг Бакунина, уже в Швейцарии он принимает Ислам.

Семья Изабель жила в условиях крайней бедности. Она сама даже не посещала школу: с одной стороны сказывалась нехватка средств, с другой – Трофимовский оправдывал это «тлетворным влиянием цивилизации». Впрочем, образование, полученное ею дома, было вполне достойным для барышни конца XIX века. Она знала русский язык, свободно общалась на французском, изучала немецкий и итальянский. Немного позднее к ним добавились латынь, греческий и арабский. Читая Коран вместе с отцом, она фактически стала неподтвержденным хафизом, то есть выучила его наизусть. В раннем возрасте она вынужденно донашивала одежду братьев, одеваясь и постригаясь, как мальчишка. Позднее отец намеренно разрешает ей выходить из дома только в мужской одежде, чтобы уберечься от опасностей, подстерегающих на улицах юную барышню. Семья не могла себе позволить ни прислугу, ни сопровождающих бонн или гувернанток для дочерей. Впоследствии эта привычка окажет Изабель неоценимую услугу в ее путешествиях по Северной Африке.

В 1888 году сводный брат Изабель вступает во Французский иностранный легион и отправляется в Северную Африку. В мае 1897 года Изабель с матерью отправляются в Алжир, чтобы навестить его. Также они рассматривали вопрос о том, чтобы перебраться в Алжир на постоянное местожительство. В это же время обе они принимают Ислам. Однако Натали не было суждено возвратиться в Швейцарию. Она скоропостижно скончалась и была похоронена по законам Ислама в Аннубе под именем Фатима Маннубия. После смерти матери Изабель впервые решилась открыто выступить на стороне восставших алжирцев против колониальных притязаний Франции. Однако в этот раз она возвращается в Швейцарию. Через два года, в 1899 году, на ее руках от рака гортани умирает отец. Окончил жизнь самоубийством ее сводный брат Владимир; Августин женился на француженке. Жизнь Изабель постоянно омрачалась конфликтами с братьями и сестрами, как со стороны матери, так и со стороны отца. Она не находит для себя причин более оставаться в Швейцарии и переезжает в Северную Африку. Впрочем, многие утверждают, что именно в это время она была завербована французской разведкой.

Всю оставшуюся жизнь она проведет в Алжире, совершая непродолжительные путешествия в соседний Тунис. Руководствуясь тем, что для иностранки, а тем более женщины, в арабских странах будут закрыты 
все пути, она переодевается в мужскую арабскую одежду и называется именем Си Махмуд Ассади. Этот факт послужил источником того, что во Франции Изабель расценивали прежде всего как феминистку. Изабель с необычайной точностью исполняла все религиозные предписания. Через некоторое время ей удалось сблизиться с суфийским орденом Кадырия, который активно занимался благотворительностью и борьбой против французских колонизаторов.

На самом деле, конечно же, высшее арабское общество было прекрасно осведомлено о том, что Си Махмуд Ассади – это переодетая девушка, однако препятствий ей не чинили. Особенное удивление она вызывала на границе, когда одетый в традиционную арабскую одежду юноша представлял французский паспорт на имя Изабель. Некоторое время ее стремление познать Ислам и суфизм обернулось обвинениями в любовной связи с лидером Кадырия. В 1901 году один из радикальных фанатиков напал на нее на улице и сильно поранил. Однако, согласно завету Ислама, Изабель прощает мужчину и активно участвует в компании по его освобождению.

17 октября 1901 года Изабель выходит замуж за алжирского солдата Слиманна Эхнни. Но полноценной семейной жизни у нее не сложилось. Ее вела карьера журналистки, он подчинялся армейским приказам. На протяжении нескольких лет они встречались крайне редко, во время совпадающих отпусков. Детей у них не было. Официальная журналистская карьера Изабель началась в 1903 году в качестве военного репортера на юге Орана. Хотя многие из ее правдивых статей о жизни, быте и укладе жизни в Северной Африке публиковались во Франции и раньше. Она стала автором нескольких уникальных для того периода времени книг: «Алжирские рассказы», «В горячей тени Ислама», «Дневные рабочие», «Бродяга», «Расставания: избранные произведения». Отдельной книгой вышли ее дневники о последних четырех годах ее жизни в Алжире «Кочевник: дневники Изабель Эберхардт». Всевышний отмерил ей очень недолгий срок на этой Земле. 21 октября 1904 года ее семья воссоединилась. Изабель и ее муж сумели убедить руководство дать им возможность жить полноценной семьей. Радостная Изабель снимает небольшой ветхий арабский глиняный домик в Айн Сефра. Однако сильнейший сель, вызванный внеочередными дождями в горах, смывает дом, который к тому же раскалывается надвое. Изабель погибает внутри, ее мужу удается спастись. Впрочем, он пережил ее совсем не намного, погибнув всего тремя годами позже, в 1907 году.

Что интересно, дневники Изабель, посмертно опубликованные как ее последняя книга, были спасены благодаря случайности во время этого же селя. Изабель была погребена согласно законам Ислама, на обычном кладбище в Айн Сефре. Небольшая надгробная плита сохранилась и поныне, хотя мало кто из живущих поблизости помнит о том, что под ней была похоронена русская мусульманка, исследовательница Ислама и Северной Африки по имени Изабель. 

ФАТИМА МАНЗУР
ПАКИСТАН