20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Человек труда

Жизнь – наука

Интервью с доктором биологических наук Игорем Хованским

Для того и знанье людям, чтобы душу укреплять. 

Шота Руставели

Россия всегда славилась известными учёными. Они приложили немало сил для развития науки в разных отраслях, в том числе и рыбной. Игорь Евгеньевич Хованский, доктор биологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки и образования, академик Российской академии естествознания, поделился с нами рассказом о своём пути зооинженера-рыбовода, ихтиолога-исследователя. Хованский является автором около 300 опубликованных научных работ. 

Игорь Евгеньевич Хованский родился в 1962 году в г. Днепропетровске.
Имеет государственные, ведомственные, региональные и научные награды:
• Премия Правительства РФ
• Почётный знак Московской областной Думы «За трудовую доблесть»
• Звание «Ветеран труда»
• Медаль имени А. Нобеля за вклад в развитие изобретательства
• Орден LABORE ET SCIENTIA («Трудом и знанием») 
• Медаль имени Н. И. Вавилова за выдающиеся работы в области генетики, селекции и растениеводства
• Почётная серебряная медаль П. Капицы – за открытие в области биологии

И это ещё не весь список наград и знаков отличия Игоря Евгеньевича. Желаем ему дальнейших успехов и открытий!

– Как начинался ваш путь в науку?

– В школе у нас была очень хорошая учительница биологии, она рассказывала об искусстве разведения рыб, о крабах... Меня эта тема заинтересовала ещё тогда. Затем я поступил в Херсонский сельскохозяйственный институт на факультет рыболовства. Там, помимо основных предметов, обучали основам животноводства, сельскохозяйственного строительства и многому другому. Многие эти знания пригодились в жизни. Ведь производственная деятельность идёт намного проще, когда можешь работать и руками. Понимаешь, что от тебя хотят и что можно сделать.

На последнем курсе мы поехали в Москву. Как такового распределения у нас не было, но, пойдя нам навстречу, нас отправили в Магаданскую область, это был 1985 год. Очень понравился Дальний Восток. Срочную службу прошёл здесь же, в Хабаровском крае. После этого вернулся в Магадан, работал простым рыбоводом, хотя и квалифицированным. Объект наш назывался Ольская экспериментальная производственно-акклиматизационная база. Занимались искусственным воспроизводством тихоокеанских лососей.

Приходит рыба, получают от неё икру, инкубируют и выпускают мальков, причём разных видов. Когда пошли научные интересы, мы ездили на Камчатку и там закладывали икру чавыча и даже изучали, как она созревает, как развивается, и всё это вошло в книжку и диссертацию. Всё было дольно-таки интересно. После двух лет работы поступил в аспирантуру в Ленинграде. Получил дополнительно квалификацию ихтиолога-исследователя. В 1992 году защитил кандидатскую. Специализировался на физиологических показателях улучшения качества мальков, чтобы могли перейти из пресной воды в морскую, занимался вопросами осморегуляции. 

– Расскажите о вашем открытии.

– Для того чтобы рыба успешно перешла из пресной среды в морскую, она начинала пить морскую воду. Мы её отлавливали уже в морском прибрежье, там её помещали под электронный микроскоп, а у неё весь кишечник был разрушен, потому что организм не был подготовлен. Для того чтобы этого не происходило, мы заранее соль добавляли в корм, и клеточки у рыбы – уже набухшие такие и начинают работать. Кроме того, хорошо действует спортивная тренировка для рыб. Помещаешь их в бассейн круглого типа. За счёт струи начинает раскручиваться вода, рыба становится по течению, держится и тренируется. И так называемые «спортсмены» начинают лучше адаптироваться. Это была кандидатская диссертация, и потом данные технологии, которые были разработаны, представили на соискание премии правительства, и, в принципе, правительство России нас поддержало.

В 1998 году получила премию группа специалистов, в том числе и я. Дальше эту деятельность продолжали и решили переводить рыбу в морские садки, подращивали её и более крупную адаптированную выпускали. После мы подумали: зачем нам тогда запускать рыбу в реку? Прямо в море её и отлавливали, там же ставили садки большие, и она там же созревала. Если рыба, которая к нам приходит по Амуру сюда, вся белая внутри, то в море она остаётся красной, она зрелая, цветные полосы на ней есть, но мышцы внутри красные. Сначала это было как изобретение. Сейчас уже 20 лет прошло, и это уже общенациональное достояние. Кроме того, изучив фундаментальные основы, мы смогли оформить всё в виде научного открытия – свойство организма проходных рыб завершать генеративный цикл и гаметогенез в морской воде. Это основные достижения в сфере лососевых хозяйств. Амур – богатейшая река по видовому разнообразию.

– Чем занимаетесь на данный момент?

– Последние десять лет работаю в общественной организации, занимаемся научными исследованиями. Мы объездили буквально всю нашу страну, начиная от Дагестана, – Ямало-Ненецкая АО, Костромская, Московская, Оренбургская области, и так по регионам ездили до Дальнего Востока – Сахалина, Магадана. Исследования больше связаны были с природой, с экологией, биологией. Опыт набрали довольно внушительный. С 2021 года вошёл в Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству. Работаю по мере своих сил и возможностей. 

– Насколько нам известно, вы принимаете участие и в общественной работе?

– Наша организация – общественная, мы занимаемся не только научными исследованиями, но и работами, которые связаны с деятельностью общественных объединений, в том числе вопросами, связанными с патриотическим воспитанием и духовно-нравственным развитием. Также участвовал в нескольких заседаниях, которые проводились психологом. Озвученные темы были мне довольно-таки известны. Главное – это находит отклик у людей. В этом направлении необходимо идти дальше. Наше региональное отделение выиграло президентский грант. Сейчас периодически ездим, проводим встречи со школьниками.

Беседуем с ними на экологические темы, приобщаем к природе. Говорим с ними о ценностях жизни, их будущем и возможностях, профессиях. В селе, куда мы ездили к школьникам, очень приятно удивили нас: дисциплина у них хорошая, внимательно слушают. Молодых необходимо мотивировать, показывать возможности развития. Они как дерево: если не поливаешь – начинает засыхать. В этом плане нужно работать и работать. Одно из главных условий формирования жизненного пути – должны быть учтены духовные начала. Если человек сразу настроился на хорошую цель, то и дорожка будет прямая по жизни. Неважно, какая профессия. Главное – чтобы дети выросли хорошими людьми и приносили только пользу. 

Максим Хабаров