20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ответы на вопросы от 1.12.2021 (по Шафии)

1.Разрешено ли малоимущим принимать в качестве милостыни отнятое или украденное?

Малоимущим разрешено принимать такое имущество, если они не знают, что оно украденное и т. д. А если им известно об этом, то они должны знать, что им отдают это добро только потому, что не найден его хозяин и нет общественных нужд, на которые можно было бы его израсходовать.

Примечание:
Если человек что-либо украл или отнял, то он должен вернуть его хозяину. Если хозяин имущества умер, вернуть надо его наследникам. Если он не знает хозяина и отчаялся после поисков его найти, то нужно израсходовать это имущество на общеполезные нужды мусульман, например, на ремонт дороги и т. д. Если нет таких нужд, то нужно отдать малоимущим.
(«Аль-маджму, шарх аль-Мухаззаб»)

2.Считается ли джума-намаз действительным, если успеть на последний ракаат?

Джума-намаз считается действительным, если человек успел за имамом совершить поясной поклон второго ракаата. После завершения имамом молитвы опоздавший восполняет оставшийся второй ракаат.

В хадисе Пророка r, переданном ан-Насаи, говорится: «Тот, кто успел на один ракаат пятничной молитвы, настиг её».
Если же человек не успел совершить поясной поклон второго ракаата, но успел вступить в намаз за имамом, то после завершения молитвы имамом, он встаёт и совершает  четыре ракаата обеденного намаза.

Следовательно, получается, что человек совершил обеденный намаз с намерением на пятничный.
 («Мугни аль-Мухтадж»)

3.Имеет ли право отец требовать возвращения подарка (телевизора) или денежного долга, который он некогда простил?

Если отец (мать, дедушка, бабушка и другие представители старшего поколения) подарил вам телевизор, и тот с тех пор находится в вашем владении, то он вправе его вернуть, сказав: «Я возвращаю его» и т. п. Однако ему нежелательно поступать так без веской на то причины. Причиной может стать непослушание или использование этого имущества в греховных целях.

Если подаренная или отданная вещь (в данном случае телевизор) перешла от потомка к другому владельцу, то он уже не имеет права возвращать её обратно, даже если в последующем эта вещь вернётся к предыдущему хозяину.

Что касается второй части вопроса, то отец не имеет права требовать долг, который простил, и вы не обязаны его возвращать.
(«Фатх аль-Муин»)

4.Можно ли продать заложенное имущество без уведомления или разрешения залогодателя?

Залогодержатель, после того как наступило время возврата долга, имеет право требовать у залогодателя продать заложенное имущество или вернуть долг.

Залогодержателю можно продать заложенное имущество с одобрения залогодателя и в его присутствии, если время долга уже наступило.
Тем не менее, если залогодатель оценил заложенное имущество, залогодержатель имеет право продать залог и в отсутствие самого залогодателя, так как нет подозрения относительно того, что залогодержатель продаст имущество дешевле.
 («Фатх аль-Муин», «Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Нужно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) над останками покойного (рукой, кожей, волосами и т. д.), например, после взрыва, пожара, и хоронить их?

Если после смерти от покойного остались лишь некоторые части тела, то необходимо их омыть, завернуть в материал (саван), совершить джаназа-намаз и похоронить, даже если над ним уже совершили эту молитву.

Вышесказанное обязательно в следующих случаях:
1) если точно знаем, что эти части тела отделились от человека после его смерти или в момент смерти;
2) если эти части тела не были омыты с телом покойного до совершения над ним джаназа-намаза.
Если нет уверенности в том, что часть тела отделилась во время или после смерти, то джаназа-намаз над ней совершать нельзя, но желательно омыть её, завернуть в материал и похоронить.

Примечание:
Совершая джаназа-намаз над частями тела покойного, нужно сделать намерение на совершение заупокойной молитвы в общем за покойного, а не отдельно за этими частями тела.

При захоронении частей тела необходимо соблюсти все условия захоронения покойного, яма должна быть достаточно глубокой, чтобы дикие звери не смогли раскопать. Захороненную часть тела надо уложить в направлении киблы (Каабы), как если бы она была неотделённой от тела покойного.
 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

6.Разрешено ли использовать мазь, в состав которой входит змеиный яд?

В целом яд любых животных или насекомых является нечистым (наджасой). Однако при необходимости для наружного применения, например, для лечения, разрешается использовать мазь и т. д., в состав которой входит змеиный яд или яд других насекомых, животных, даже если есть заменители, в составе которых яда нет.

Примечание:
Стоит отметить, что перед молитвой после использования препарата с ядом змеи и т. д. нужно промыть место, куда он был нанесён.
(«Нихая аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).