20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Размышление о себе через призму религии

Я бы хотела начать с одного из своих любимых аятов Корана (смысл комментария):«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение…» (сура «Аль-Инширах», аяты 5)

В моём понимании это значит, что Всевышний не возлагает на человека сверх его возможностей, что всё предопределено. Нетерпеливый человек (невротик) будет продолжать нервничать, нагнетать обстановку и гнуть свою линию, а терпеливый, более уравновешенный, не подпав под влияние негативных эмоций, сможет увидеть общую картину и внести изменения в свои изначальные планы. Однако бывает и так, что «жертва» в ущерб себе, своему ментальному здоровью играет роль «терпилы», мотивируя тем, что так, значит, задумано Господом, а внутри этого человека бушуют страсти, напряжение и куча негатива. Такое состояние напоминает мне бомбу замедленного действия. Или же человек, подавляя все эмоции, в том числе негативные, уничтожит себя изнутри, свою суть и естество.

Необходимо взять на себя ответственность за свою жизнь, самому или же с помощью психолога учиться эмоциональной сдержанности, проработать по возможности свои жизненные травмы, отследить, на что срабатывает триггер, полагаясь на поддержку  Создателя и уповая на Него.

Один из хадисов Пророка ﷺ гласит: «Хороший друг подобен продавцу мускуса: даже если ты не будешь покупать мускус, то хорошего запаха всё равно не избежать. Плохой же друг подобен кузнецу: даже если не испачкаешься сажей, то от дыма всё равно никуда не денешься» (аль-Бухари). 

Ведь когда мы окружены хорошими, добропорядочными людьми, которые справедливы и честны не только по отношению к себе, но и к окружающим, то наше внутреннее состояние приходит в гармонию, в спокойствие. Я не говорю об идеализации человека, суть такова, что признать ошибки и свои слабые стороны в себе – это тоже труд, который требует усилий. А по отношению к другим это целая дилемма, которая вмещает в понятие дружбы близкие взаимоотношения, в основе которых – доверие, привязанность, общие интересы, взаимоуважение и помощь.

Дружба – это доказанное средство профилактики депрессии, снятия тревожных состояний, фундаментальная основа счастья, а значит, и хорошего самочувствия независимо от возраста, социального статуса и финансового благополучия человека.

В хадисе Посланника Божьего ﷺ говорится: «Лучшие из людей те, которые наиболее добры и полезны людям» (ат-Табарани).

Люди различаются по складу своего ума, уровню образования, по менталитету, воспитанию и прочим факторам. И избежать негатива от некоторых из них нереально, но возможно изменить своё отношение к данной ситуации. Человек в состоянии управлять своими мыслями и эмоциями, учиться искать в негативной ситуации что-то положительное, извлекать уроки, и это будет служить богатым жизненным опытом.

По собственному опыту могу сказать, что другим помогать легко, а вот просить помощи – задача не из лёгких. И я учусь этому, несмотря ни на что. Я имею право попросить помощи, и просьба о помощи не характеризует меня как слабую личность. Я имею право попросить, а человек имеет право отказать, если у него нет возможности откликнуться. Я осознаю, что иметь потребности и удовлетворять их – это нормально. 

Одна из сложившихся проблем показала мне и дала возможность задуматься о том, что все мы люди социальные, и кому-то, может, даже приятно оказывать помощь (как и мне). Эта ситуация сблизила нас. Это может быть различного рода помощь, начиная от благотворительности и заканчивая доброй улыбкой.

Благочестие человека определяется праведностью его души, так же как и основой всякого греха является её порочность, ибо Посланник Господа ﷺ отмечал: «Злейшим твоим врагом является твой нафс (твоё эго), который внутри тебя».

Ибн Мискавейх (941–1030) в своих трудах «Тахзиб аль-Ахляк» и «Аль-Фавз аль-Асгар» дал психологические знания по ряду вопросов, таких как страх смерти, удерживание себя от грехов и понятие о нравственности.

Концепции «илядж ан-нафс» («исцеление души»), «тибб ар-руханий» («лечение духа») и «тибб аль-кальб» («лечение сердца»), направленные на духовное оздоровление и душевную гигиену, хорошо раскрыты учёным Сахлемом аль-Балхи (850–934). В своей работе «Масалих аль-Абдан валь-Анфус» он впервые с успехом описал болезни, связанные как с телом, так и с душой. Аль-Балхи в развитии своих исследований руководствовался теми аятами и хадисами, в которых говорится о духовном здоровье и болезнях человека. Общеизвестен, в частности, аят, в котором Господь говорит (смысл комментария): «В их сердцах – болезнь...» (сура «Аль-Бакара», аят 10). 

А в одном из хадисов Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (аль-Бухари, Муслим).

Не секрет, что добрый нрав является столпом веры и её неоспоримой истиной. Чем выше морально-нравственные устои людей, тем совершеннее общество. А когда исчезает благонравие, то Господом ниспосылаются беды. Основываясь на этом, каждый здравомыслящий человек, желающий блага для общества, обязан пристально следить за своим нравом и постараться улучшить его.

Психологическое напряжение у человека возникает в связи с накоплением неотреагированных, непрожитых эмоций, с «незавершением» гештальтов, с отрицанием негативных фактов своей жизни и собственной неудовлетворённости. 

Поэтому, когда человек чувствует себя безнадёжным, когда его одолевают страсти и дурные помыслы, тревога, ревность, стресс, нерешительность, гнев, недовольство, беспокойство, печаль, страх, боль, горе, – не стоит отчаиваться. Всё равно необходимо поминать Всевышнего и знать, что Он помнит, даже если требуется время, чтобы по-настоящему почувствовать и понять это. 

Наше физическое и психическое здоровье – это аманат, который вверен, дарован нам Создателем, и мы обязаны заботиться о нём. Для сохранения физического и психологического здоровья верующий обязан соблюдать требования гигиены и безопасности тела и духа, а при возникновении болезни – лечить её всеми дозволенными способами. Сам человек несёт ответственность за то, что он думает, чувствует и делает. Иногда нужно пройти через боль, трудности, преодолеть препятствия на пути – и именно это будет настоящим проявлением любви и заботы по отношению к себе.

Поистине, нет для нас лучшей награды, чем довольство Всевышнего Творца и Его помощь в мире этом и вечном.

Алёна Шарипова/ студентка дагестанского гуманитарного института,Республика Беларусь, г. Солигорск