Илон Маск готовит людей к переселению на Марс
Особенностью этой ракеты является концепция и философия, лежащая в основе её строительства: сделать человечество многопланетарным видом с помощью дешёвой и многоразовой системы.
Хочется сказать пару слов об изобретателе этого детища. Это Илон Маск. Его энтузиазм и одержимость космосом заставляет только удивляться.
Его личность нередко мелькает в новостях. Он известен как самый богатый человек в мире или как один из основателей автомобильной компании, но не все знают, что он настоящий инженер, вникающий глубоко в суть своих проектов, а это, кстати, во многом отличает его от других предпринимателей.
Суть его главного проекта «Старшип» – сделать максимально дешёвую многоразовую систему, с помощью которой человечество сможет стать многопланетарным видом. Конкретно идея о колонизации Марса давно не даёт ему покоя, он хочет к 2050 году сделать колонию с населением в один миллион человек. Если у него получится создать свою ракету, то такие показатели не будут казаться совсем уж неосуществимыми.
Илон Маск: «Человечество должно стать межпланетным видом, пока не поздно»
Комплекс «Старшип» состоит из двух ступеней: ускорителя «Супер-Хеви» (Super Heavy) и непосредственно самого корабля. Задача первого – оторваться от Земли и набрать необходимую скорость, а после истечения топлива сам корабль отстыкуется от уже почти пустой первой ступени и продолжит довыводиться до орбитальной скорости, а это, между прочим, примерно 8 км/с.
Здесь и начинаются ключевые отличия «Старшипа» от ранее созданных ракет.
Первая ступень разворачивается двигателями вперёд и начинает гасить свою скорость, после этого снова разворачивается по направлению движения и начинает прицеливаться на точку посадки. Ранее подобный манёвр был знаком по другой ракете – Falcon 9, – там тоже возвращаемая первая ступень, но в случае с «Супер-Хеви» она приземляется на стартовый стол и её ловит специальный механизм за боковые крепления, то есть физического касания первой ступени и земли как такового не произойдет. Этот механизм будет оборудован специальными гасящими удар демпферами и станет ловить ступень «на лету» – такое звучит невероятно даже для заядлых фанатов SpaceX.
Вторая же ступень после расстыковки набирает необходимую скорость и выходит на орбиту. Далее к ней пристыковывается танкер, заправляет вторую ступень, и теперь она способна доставить почти 100 тонн груза практически в любую точку Солнечной системы! Эта отличительная черта открывает просто немыслимые просторы для науки, будущих экспедиций и делает человечество гораздо ближе к заселению других планет. Но на этом интересные моменты не заканчиваются.
Возможно, у многих возникнет вопрос: если корабль позиционируется как многоразовый, то как он будет осуществлять посадку? При входе в атмосферу, например, Марса или Земли он будет повёрнут одной стороной по вектору движения и тормозить пузом вперёд, тем самым гасить значительную часть своей скорости. От большого перегрева его будут спасать специальные теплозащитные плитки, а для контроля положения будут использоваться специальные крылья сзади и спереди корабля.
После активного этапа торможения корабль непосредственно над землёй включит свои двигатели и развернётся ими к земле, а далее совершит мягкую посадку.
На данном этапе проект находится в фазе подготовки первого суборбитального полёта. Компания ожидает разрешения на полёт, и уже после него будет ясно, насколько далёк «Старшип» к конечной реализации.
Многие критикуют проект за отсутствие системы спасения экипажа, а по уверениям компании, «Старшип» сможет брать на борт до 100 человек; сам Илон сравнивает корабль с самолётами: он хочет добиться такого уровня надёжности всей системы, чтобы просто не было необходимости в дополнительной системе защиты. К счастью, изобретатели не ограничены первоначальной задумкой конструкции корабля и постоянно вносят изменения и улучшения.
Если данный проект реализуется, а это, скорее всего, и произойдёт, то для человечества откроются мощнейшие перспективы по добыче полезных ископаемых в космосе, по развитию космического туризма, по вынесению промышленности на Луну или в космос, и, конечно же, активное исследование и заселение всей Солнечной системы.
Немного огорчает то, что всё это становится реальным и возможным благодаря лишь одному человеку, охваченному идеей сделать человечество многопланетарным видом, но наше огромное счастье в том, что среди нас имеются подобные энтузиасты и даже отчасти сумасшедшие люди, одержимые такими прекрасными и удивительными мечтами, и у нас есть возможность наблюдать реализацию их потрясающих проектов и идей, стоящих за ними.
Глеб Саломатов