20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Что мы знаем о своём духовном сердце?

Задавались ли вы этим вопросом? Знаем ли мы о том, что происходит с нашим сердцем?

Этот орган может толкать нас на различные поступки: благие или скверные. Если сердце покрыто одеянием греха, то оно постоянно будет совершать греховные поступки.

Все проблемы и злодеяния в обществе происходят из-за порочности наших сердец. Об этом в Коране явно сказано (смысл комментария): «И любая беда постигает вас (верующие) лишь за то, что вы сделали своими руками (из грехов). Он прощает вам многое. (сура «Аш-Шура», аят 30). 

Некоторые люди, испытывая сложные жизненные проблемы, начинают обвинять и осуждать к кого угодно, только не себя. Они не замечают, сколько раз в день грешат, не говоря уже о месяцах и годах. Как бывают несправедливы к себе и окружающим. Столько неправильного совершается на этой планете! Мы привыкли видеть недостатки других и обвинять их, а себя не видим, какие мы на самом деле, насколько погрязло в страстях  наше собственное эго.

По этой причине Посланник Божий ﷺ сказал: «Поистине, в теле есть кусок плоти, который, если будет в порядке, то в порядке будет и всё тело, а если испортится, то испортится и всё тело» (аль-Бухари).

Сегодня у людей нет проблем с совершением намаза и хаджа, соблюдением поста, выплатой закята. Многие усердно стараются выполнять все предписания религии. Однако нередко мы забываем о самом важном – об очищении сердца. Несложно очистить себя внешне, однако мы не стараемся очищать себя изнутри и не следим за этим. По этой причине многие из нас подвержены болезням сердца.

Выполняя свои обязанности нередко лишь формально, мы забываем, что в отношении сердца также есть обязанности.
Обязанностей, возложенных на нас Создателем, два вида: связанные с нашими действиями и связанные с сердцем.

Связанные с действиями делятся также на два вида: обязательные и запрещённые. 
Обязательные – это намаз, пост, закят, хадж и т. д.
Запрещённые – это убийство, воровство, прелюбодеяние, распитие алкоголя и т. д.
Связанные с сердцем также делятся на два вида: обязательные и запрещённые. 
Обязательные – это уверование в Бога, Его пророков, Его книги. Быть искренним, правдивым, уповающим на Господа и т. д.

Запрещено иметь в сердце ненависть, неверие, самодовольство, гордость, желание действовать напоказ, зависть и т. д.
 Внутренняя сторона, связанная с сердцем не менее важнее перед Создателем, чем первая. Ведь наши действия исходят от внутреннего источника (сердца). И если внутреннее состояние испортилось, испортится и наше поведение.

Сердце считается источником всех наших деяний, будь они хорошие или плохие. Поэтому работа над сердцем – очень важная миссия. 
По этой причине Посланник Божий ﷺ уделял особое внимание развитию духовности у своих сподвижников. Он разъяснял им, что праведность человека построена на праведности его сердца.

Поэтому человек должен работать над очищением сердца от порицаемых качеств и украшать его положительными.
Исходя из этого, можно сказать, что очищение сердца является обязанностью каждого человека, так как мало кто сохранён от порочных качеств.
Очищать себя духовно – один из важных принципов в Исламе. Об этом неоднократно говорится в Священном Коране, изречениях Посланника Божьего ﷺ и трудах учёных.

В Коране сказано (смысл комментария): «Скажи (о Мухаммад ﷺ): «Мой Господь запретил совершать дурные поступки (большие грехи, как прелюбодеяние и ростовщичество) – как явные, так и скрытые...» (сура «Аль-Араф», аят 33).
Толкователи Корана пояснили, что «мерзкие поступки» – это внутренние болезни: ненависть, желание совершать деяния напоказ, лицемерие, зависть и т. д.

Однако не все способны сами очиститься от таких пороков, что мы и видим сегодня. Поэтому они должны обучаться у учителя, кто прошёл этот путь и достиг в этом высокой степени, подобно тому, как изучают Коран и другие науки. 

Учёный Ибн Раслян сказал, что каждый человек обязан обучиться науке очищения сердца от душевных болезней (тасаввуф).
Комментируя данные слова, имам Шихаб ар-Рамли пишет: «Данное мнение передал имам ан-Навави в своей книге “Ар-Равзат”. 

Шамиль Магомедов