28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Переселение Пророка ﷺ из Мекки в Медину

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Вторая клятва при Акабе, о которой мы говорили, известна также под названием «великая клятва Акабы». 

Все описанные события происходили в атмосфере любви, доброжелательности и взаимопомощи между различными категориями верующих. Верующий из Ясриба (Медины) испытывал жалость к своему слабому брату из Мекки, был готов всеми силами защищать его и пылал гневом против его притеснителей, а в глубине его души зарождалось чувство любви к нему – он полюбил его ради Аллаhа ﷻ, даже ещё не видя его. Эти чувства не были результатом минутного порыва – источником их являлись вера во Всевышнего, Его Посланника ﷺ и Его Писание (Коран). Вера, способная противостоять любым силам несправедливости и агрессии и творить чудеса. 

После заключения этого соглашения, когда люди уже были готовы разойтись, об этом узнал один из шайтанов. А так как это случилось в последний момент, то у него не было возможности тайно оповестить об этом предводителей курайшитов, чтобы те застали врасплох собравшихся в ущелье верующих. Тогда он поднялся на возвышенность и закричал во весь голос: «О живущие в домах, поднимайтесь против Мухаммада ﷺ и тех вероотступников, которые находятся вместе с ним, ведь они собрались, чтобы воевать с вами!» 

Услышав это, Пророк ﷺ сказал: «Это Азаб (имя шайтана), обитающий в Акабе! Клянусь Всевышним, о враг Аллаhа ﷻ, я ещё доберусь до тебя!» – а потом велел людям разойтись по своим стоянкам.

Когда это известие всё же дошло до курайшитов, оно наделало среди них много шума и вызвало у них беспокойство и грусть, так как они полностью отдавали себе отчёт в том, какие последствия это соглашение может повлечь для них самих и их торговли. 

На следующий день большая делегация предводителей мекканцев отправилась к палаткам жителей Ясриба, чтобы выразить решительный протест против заключённого соглашения. Они сказали: «О хазраджиты (название племени, жители Медины), до нас дошло, что вы явились к этому человеку, чтобы забрать его от нас и принести ему клятву, и что вы готовы воевать с нами! Поистине, нет среди арабов таких, воевать с кем для нас было бы ненавистнее, чем с вами!».

Те жители Ясриба, которые ещё не уверовали и не знали о соглашении, заключённом в глубокой тайне под покровом ночи, стали говорить: «Ничего такого не было, и нам об этом ничего не известно!» А когда мекканцы обратились к Абдуллаху бин Убайю бин Салюлю, тот стал говорить: «Это неправда, этого не было, мои соплеменники не сделали бы этого, не посоветовавшись со мной!»

 Что же касается уверовавших, то они посматривали друг на друга, но хранили молчание, ничего не отрицая и не подтверждая. В результате предводители курайшитов почти поверили и отправились обратно ни с чем.

Курайшиты убеждаются в достоверности сообщения и начинают преследовать тех, кто дал клятву 

Предводители мекканцев отправились восвояси, почти убедившись в ложности полученного ими известия, однако они продолжали выяснять и в конце концов убедились, что им сказали правду и соглашение было заключено. Это произошло уже после того, как паломники отправились в обратный путь. Тогда курайшиты бросились вдогонку за жителями Ясриба на конях, но время было упущено, и им удалось увидеть только Саада бин Убаду رضي الله عنه и аль-Мунзира бин Амра رضي الله عنه, которых они стали преследовать. Аль-Мунзиру удалось уйти, а Саад был схвачен. Ему привязали руки к шее ремнём от его седла, стали избивать, а потом волокли за собой за волосы до самой Мекки, где аль-Мутъим бин Ади и аль-Харис бин Харб вызволили его из их рук, так как Саад обеспечивал защиту их караванов, проходивших через Медину. Потеряв Саада, мединцы решили вернуться за ним, но неожиданно он сам появился перед ними, и все они благополучно вернулись в Медину.

Начало переселения (хиджра)

Это переселение было связано не только с пренебрежением личными интересами, утратой имущества и возможностью личного спасения, так как люди понимали, что их могут убить или ограбить. Каждый мог погибнуть в начале или в конце пути, шёл навстречу неизвестному будущему и не знал, чем закончатся все его тревоги и печали. 

Верующие Мекки начали переселяться, зная обо всём этом, а многобожники стали всячески препятствовать их отъезду, чувствуя, что это представляет для них опасность. 

Первым переселенцем стал Абу Салама رضي الله عنه, который вместе с женой и сыном уехал ещё за год до великой клятвы при Акабе. Когда он решил уехать, родственники по линии жены сказали ему: «Ты волен поступать как знаешь, ибо мы не можем приказывать тебе, но мы не можем тебе позволить везти нашу сестру неизвестно куда». После чего забрали у него его жену, Умм Саламу رضي الله عنها. Это вызвало гнев родственников Абу Саламы, которые сказали: «Мы не оставим ребёнка с ней, раз вы забрали её у нашего родственника!» И тогда они стали тянуть мальчика к себе и вывихнули ему руку, и родственникам Абу Саламы всё же удалось увести его с собой. После этого Абу Салама уехал в Медину один, а Умм Салама целый год оплакивала разлуку с мужем и сыном. В конце концов один из родственников пожалел её и сказал другим: «Не отпустить ли вам эту несчастную? Ведь вы разлучили её с мужем и сыном!» И они сказали: «Если хочешь, поезжай к своему мужу». Тогда она забрала сына у родственников мужа и отправилась в Медину, до которой ей надо было самостоятельно проехать почти 500 км. 

Узнав о её положении, Усман бин Тальха رضي الله عنه проводил её до самой Медины, а когда увидел Кубу (село неподалёку от Медины), сказал: «Твой муж находится в этом селе, входи же туда с благословения Аллаhа ﷻ», а сам вернулся в Мекку.

Когда захотел переселиться Сухайб رضي الله عنه, неверные курайшиты сказали ему: «Ты явился к нам как презренный голодранец, разбогател у нас и достиг того, чего ты достиг, а теперь хочешь уехать сам и увезти своё богатство? Этому не бывать!» На это Сухайб ответил им: «Скажите, а если я отдам вам всё, что имею, вы отпустите меня?» Они согласились. «Тогда я всё оставляю вам», – произнёс Сухайб. Когда об этом узнал Посланник Аллаhа ﷺ, то он вынес свой вердикт: «Сухайб оказался в выигрыше, Сухайб оказался в выигрыше!»

Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, Айяш бин Абу Рабиа رضي الله عنه и Хишам бин аль-Ас رضي الله عنه условились встретиться утром в некоем месте, чтобы уехать в Медину, но пришли туда только Умар и Айяш, а Хишама задержали мекканцы. 

После того как Умар и Айяш прибыли в Медину и остановились в Куба, туда приехали Абу-Джахль и его брат аль-Харис, желавшие повидаться со своим родным братом Айяшем. Они сообщили ему: «Поистине, твоя мать дала обет не расчёсывать волосы и не укрываться в тени от солнца, пока не увидит тебя!» – и Айяшу стало жалко её. Умар предупредил его: «О Айяш, клянусь Аллаhом ﷻ, твои соплеменники хотят только отвратить тебя от твоей веры, так берегись же их!» Однако Айяш твёрдо решил ехать с ними, чтобы освободить мать от данной ею клятвы. И тогда Умар предложил ему: «Раз уж ты решил идти, то возьми эту мою породистую верблюдицу и не слезай с неё, а если твои соплеменники вызовут у тебя подозрения, то спасайся на ней». И Айяш выехал на этой верблюдице вместе со своими братьями, а когда они проехали часть пути, Абу Джахль сказал ему: «О сын моего брата, мой верблюд плохо идёт, так нельзя ли мне ехать на твоей верблюдице позади тебя?» Айяш согласился и опустил её на колени. В это время они набросились на него и связали. А потом связанного привезли в Мекку среди бела дня и сказали: «О жители Мекки, поступайте с неразумными среди вас так, как поступили мы с этим нашим глупцом!»

Эти примеры показывают, как многобожники Мекки обращались с желавшими переселиться людьми, когда узнавали об этом. Но, несмотря ни на что, люди всё же уходили один за другим, и через два с лишним месяца, после великой клятвы при Акабе, в Мекке остались только Посланник Аллаhа ﷺ, Абу Бакр رضي الله عنه и Али رضي الله عنه.

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов