29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Самый быстрый способ избавиться от вражды и ненависти

Иногда достаточно одной искры, чтобы возникший впоследствии пожар уничтожил всё вокруг.

Но только в том случае, если для этого есть условия. Так и в обществе, полном взаимной злобы и неприязни, небольшая стычка, небрежно брошенное слово и даже взгляд становятся причиной масштабных столкновений, многолетней вражды, разрушенных судеб и загубленных жизней. 

Одной из форм ненависти и вражды является экстремизм. Нетерпимость и враждебность к людям другой национальности, веры и политических взглядов — разновидности экстремизма. 

Вооружившись идеями собственной исключительности, экстремисты и люди, ставшие марионетками в их руках, сеют смуту и хаос, разрушая общество и страну, в которой живут. 

Преодолеть вражду и ненависть, переходящие в экстремизм, можно только за счёт системного и всеобщего просвещения, повышения уровня образования, культуры и нравственности. Это большая государственная задача, и слово «быстро» в нашем названии — лишь относительная категория. Быстро — в масштабах государства, истории и будущего страны. 

Просвещение с опорой на духовно-нравственные традиции наших народов, понимание того, что за каждый наш поступок и слово мы несём ответственность перед Богом, своей семьей и, наконец, самими собой.

Только такой подход способен оздоровить общество, привить каждому из его членов похвальные качества характера, сделав отзывчивость и сострадание нормой, а грубость и жестокость — абсолютно неприемлемой формой поведения.

«Причиной экстремизма, вообще любой вражды и ненависти является невежество. Ограниченный, малограмотный человек, особенно в юном возрасте, когда стремление проявить себя во что бы то ни стало накладывается на отсутствие жизненного опыта и базовых знаний, слабую духовную подготовку, — всё это становится причиной радикализации», — считает богослов Адиль Ибрагимов. По его словам, особое внимание необходимо уделять подрастающему поколению, основательно внедрив в школы духовно-нравственный, воспитательный компонент.

«На усиление межэтнической напряжённости, распространение ксенофобии и экстремизма влияет продвижение иностранными неправительственными организациями прозападных либеральных ценностей, сепаратистских настроений, различного рода ложной информации, в том числе о якобы существующем ущемлении прав коренных малочисленных народов, — заявил в мае текущего года секретарь Совбеза России Николай Патрушев. Он также отметил, что «примеры такой подрывной деятельности выявлены в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях».
Наиболее подверженной экстремистской идеологии является наша молодёжь.

«По оценкам экспертов, количество лиц, не достигших 18-летнего возраста, составляет почти четверть (более 23 %) от общего числа осуждённых за совершение преступлений экстремистской направленности. Столь высокий показатель специалисты связывают с тем, что именно подростковый возраст (14–18 лет) наиболее чувствителен к восприятию экстремистских идей. В стране на сегодняшний день действует около 150 неформальных молодёжных организаций, численность которых доходит до десяти тысяч человек» (Профилактика экстремизма в молодёжной среде: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. В. Мартыненко. — М.: Изд-во «Юрайт», 2020. С. 164).

Здесь, помимо пассионарности молодёжи, неопытности, важную роль играет отсутствие критического мышления, а также влияние окружения. Если взрослый, состоявшийся человек способен, отринув эмоции, рассмотреть проблему с разных сторон, избегая необдуманных решений и высказываний, то юноша, наоборот, склонен к резким и однозначным суждениям и более подвержен эмоциям. 

Особое место в его жизни занимает окружение — друзья, соседи, однокашники и сокурсники, ребята, с которыми он вместе ходит в спортзал. «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — мудрость, актуальная на все времена. 

Если мы, старшее поколение, сможем со всей ответственностью подойти к воспитанию нашей молодёжи — фундаменту будущего страны, уверен, в обществе станет намного меньше вражды и ненависти, а следовательно, и экстремизма.
 

Хамид Асадуллин