17 августа
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Абдул Муис – герой Индонезии

Все мы прекрасно знакомы с классиками русской литературы – Львом Толстым, Александром Пушкиным, Николаем Гумилёвым, некоторыми представителями национальных литературных элит – Расулом Гамзатовым

и даже с европейскими и американскими писателями, такими как Вальтер Скотт или Джек Лондон. Однако до сих пор в России о писателях Востока знают совсем немного. Один из них – Абдул Муис (1883–1959), национальный герой Индонезии, писатель, журналист и переводчик, основатель современной индонезийской реалистической прозы, участник движения за независимость Индонезии от Нидерландов.

Абдул Муис родился в 1883 году в Западной Суматре, в местечке Сунгаи Пуар. Получил в детстве светское и религиозное образование, первоначально хотел связать свою жизнь с медициной и отучился три года в медицинском колледже в Джакарте, но из-за продолжительной болезни был вынужден оставить учёбу. 

Несмотря на неоконченное образование, Абдул Муис отлично владел голландским языком и был с лёгкостью назначен директором по образованию в департаменте образования и культуры на должность чиновника. Фактически Абдул Муис был первым индонезийцем, получившим такое назначение. В 1905 году он ушёл из департамента, проработав чуть более двух с половиной лет. Недолгий период государственной службы в голландском административном аппарате показал ему, насколько несправедливо колониальные власти относятся к индонезийцам в целом и мусульманскому наследию Индонезии в частности.

В 1912 году Абдул Муис уходит в журналистику и основывает газету Kaoem Moeda, которая становится известной благодаря критике политики Нидерландов по отношению к индонезийцам. Во время Первой мировой войны он присоединился к «Сарекат Ислам» (Исламский союз) и стал активным членом организации, быстро продвигаясь по служебной лестнице и став её представителем в Нидерландах на переговорах, направленных на получение прямого представительства Индонезии в голландской парламентской системе. В 1920 году он был избран членом Volksraad (Народный совет), который позже превратился в полузаконодательное альтернативное собрание индонезийцев во власти. 

Помимо работы в прессе Абдул Муис остаётся активным и в политической области. Исламским союзом в 1926 году он был избран членом Garut Regents chaps raad. Шесть лет спустя (1932 г.) он был назначен Regents chaps raad Gontroleur. Он занимал эту должность до прихода Японии в Индонезию (1942 г.).

Во время японской оккупации Абдул Муис всё ещё мог работать, хотя он сильно страдал от гипертензии. С учётом его известности японцы предложили ему должность в администрации в социальном департаменте, которую он принял, надеясь активно помогать своим соотечественникам и даже защищать их от японцев при возникновении разногласий. Однако уже в 1944 году он оставляет свою должность в связи с плохим самочувствием. Стоит отметить, что его деятельность на посту в японской администрации способствовала укреплению духа независимости индонезийцев и укреплению их в своей культурной и религиозной идентичности. 

С конца 20-х гг. Абдул Муис активно занимается и писательским творчеством, которое, тем не менее, живо перекликается с его журналистской и политической деятельностью. В своём первом романе «Салах Асухан» («Неправильное воспитание»), опубликованном в 1928 году, Муис изобразил проблему расовой и социальной дискриминации в трагической истории Ханафи и Корри. Абдул Муис подверг беспощадной критике систему образования молодых индонезийцев и показал, какой огромнейший духовный вред наносят «благодеяния» западной цивилизации религиозной и культурной целостности индонезийского народа.

Писатель категорично выступил против слепого преклонения перед западной культурой, которая насильственно насаждалась колонизаторами. С гневом и болью пишет Абдул Муис о той молодёжи, которая в своём раболепстве перед голландцами доходит до полного морального падения, забывая родной язык, религию, культуру, стыдится своего родного народа. И это было справедливо для всей страны: до обретения независимости Индонезия активно решала, как развиваться дальше, – придерживаясь традиционных ценностей либо принимая западные представления о современности. Этот роман был назван одним из самых известных произведений Абдулы Муиса, а также одним из самых популярных произведений современной индонезийской беллетристики. Роман был одним из нескольких индонезийских классических произведений, вошедших в серию «Культурное наследие Индонезии», опубликованной издательством Balai Pustaka в 2009 году, а в 2010 году английский перевод (Never the Twain) был также опубликован Фондом Лонтар в рамках серии «Современная Индонезия».

Последнюю часть своей жизни он провёл в Бандунге и участвовал в создании Бандунгского технологического института. После обретения независимости он основал Persatu an Perjuangan Priangan, в центре внимания которого было развитие Западной Явы и сунданцев.

Всего Абдул Муис успел написать пять романов: «Салах Асухан» («Неправильное воспитание») (1928 г.), «Пертемуан Джодо» («Обречённые партнёры по браку») (1932 г.), «Сурапати» (1950 г.), «Хендак Бербакти» (1951 г.), «Роберт Анак Сурапати» («Роберт, сын Сурапати») (1953 г.).

Писатель, который был борцом за независимость и национальное самоопределение, а также журналистом, скончался в Бандунге 17 июня 1959 года в возрасте 76 лет. Днём позже его тело было похоронено в парке Героев Цикутра в Бандунге. У него остались две жены и тринадцать детей.

В настоящее время Абдул Муис признан национальным писателем и героем Индонезии, его именем названы многие улицы городов, особенно он популярен на Яве. 
 

Фатима Манзур Исламабад, Пакистан