Сохрани себя от бедности
Как же добиться благодати? Чего остерегаться и чего придерживаться в целях её достижения? Среди людей бытуют разные мнения о том, что приводит к бедности и богатству. Некоторые, полагая, что остерегаются бедности, вечером не дают деньги в руки, бросают их на пол. Некоторые сажают «денежное дерево», чтобы оно притянуло богатство…
Раньше я думал, что все эти мнения – вымысел. Конечно же, где-то я был прав. Среди этих обычаев многое является вымыслом и предположением людей. Но, оказывается, не всё неправда. В такой ситуации, когда всё перемешалось, нам очень трудно отличить истину от вымысла. Но, к нашему счастью, есть учёные и их книги, которые указывают нам на правильный путь.
В первую очередь нам необходимо знать, что основной причиной наших бед и невзгод являются наши же грехи. Об этом наш Пророк в хадисе говорит: «Не меняет предопределения ничего, кроме дуа, и не увеличивает срок жизни ничего, кроме благих деяний.
Поистине, человек лишается удела (пропитания) из-за греха, который он совершает». Этот хадис указывает на то, что мольба способна отвлечь от нас беды, которые нам предписаны; на то, что благие деяния увеличивают срок нашей жизни; и на то, что грехи уменьшают наш удел и являются причиной бедности.
В книге «Таалиму мутааллим» автор коротко перечисляет причины, притягивающие бедность:
- Сон во время рассвета до восхода солнца.
В хадисе Пророка , переданном Ахмадом, сказано: «Сон после утренней молитвы лишает мирского достатка». Поэтому в это время крайне нежелательно спать. Ведь это время ниспослания пропитания. Напротив, следует уделить это время богослужению, чтобы в нашем пропитании была благодать. Насчёт этого также говорится, что овцы не спят перед рассветом и до восхода солнца. Поэтому, хоть они рождаются в малом количестве (в большинстве по одному или двое) и их режут поголовно, численность овец бывает большая. А вот собаки рождаются по четыре, шесть и даже девять за раз, и их редко убивают. Но их количество бывает малым по той причине, что они спят во время рассвета и утром до восхода солнца.
- Чрезмерный сон и сон в обнажённом виде.
- Справлять нужду голым.
- Принимать пищу в состоянии осквернения – жунуб (когда нарушено большое омовение).
- Принимать пищу, опираясь на бок.
- Небрежно относиться к крошкам еды на столе.
- Будь это крошки хлеба или другой еды, следует подобрать их, очистить и съесть.
- Сжигать кожуру лука и чеснока.
- Подметать дом тряпкой.
- Подметать дом ночью.
- Оставлять подметённый сор дома.
- Ходить впереди взрослых, тех, кто старше тебя по возрасту, знаниям и в других хороших деяниях.
- Обращаться к родителям по именам.
- Очищать зубы чем попало (например, ковыряться в зубах палочкой, поднятой с земли, и т. п.).
- Очищать руки землёй или глиной.
- Сидеть на пороге.
- Опираться на створку двери.
- Совершать омовение в отхожих местах.
- Зашивать одежду, не снимая её с тела.
- Вытирать лицо одеждой после омовения.
- Оставлять в доме паутину, так как она притягивает бедность.
- Пренебрежительно относиться к намазу, совсем его не совершая или совершая быстро, не соблюдая смиренности.
- Поспешно, быстро выходить из мечети после утреннего намаза.
- Рано ходить на рынок, а также поздно возвращаться с него.
- Покупать куски хлеба у попрошаек и нищих.
- Плохая мольба (плохие пожелания) детям.
- Оставлять ненакрытой посуду.
- Тушить лампу дуновением.
- Бедность также наступит, если:
- Писать сломанным карандашом.
- Расчёсываться сломанным гребнем.
- Не совершать хорошей молитвы за родителей.
- Надевать чалму сидя, а брюки стоя.
- Верхнюю одежду (рубашку, майку, то есть то, что выше пояса) желательно надевать стоя, а нижнюю (штаны, обувь, носки и т. д.) – сидя.
- Скупиться (отказывать беднякам в милостыне).
- Скряжничать (жадничать, чрезмерно экономить по отношению к себе и своим подопечным).
- Проявлять расточительство (тратить имущество на бесполезное).
- Проявлять лень, вялость и пренебрежение в делах.
Кто-то скажет, что есть же люди с вышеуказанными качествами, но обладающие богатством. Конечно, есть такие, но здесь под словом «бедность» имеется в виду отсутствие у них дозволенного (халяльного) имущества. Или же отсутствие благодати в их имуществе. Или же постоянное стремление и ненасытность мирским и отрешённость от деяний вечного мира.
И поймите правильно. Не подумайте, что эти слова противоречат словам Пророка , который выбрал бедность и сказал: «Воистину, у каждой общины было своё испытание, испытание для моей уммы – это богатство» (имам ат-Тирмизи).
Пророк призывал отречься от мирского сердцем, а не руками. Стремление к мирскому ради самодостатка, отсутствия нужды просить помощи у других и для обеспечения своих родных – похвальное качество в религии. И, наоборот, бедность, в которой человек сердцем хочет разбогатеть, желает то, что находится у других, порицается в Шариате.
Далее автор рассказывает о причинах, притягивающих удел, увеличивающих наше пропитание. О них мы, если будет на это воля Всевышнего, расскажем в следующем номере.
МУХАММАД МУХИДИНОВ