20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сохрани себя от бедности

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности. Платон Каждый человек стремится к достатку и благополучию. Но не каждый достигает этой цели. Имея неплохой заработок, некоторые из нас попадают в долги. Причинами этого является отсутствие благодати в имуществе.

 Как же добиться благодати? Чего остерегаться и чего придерживаться в целях её достижения? Среди людей бытуют разные мнения о том, что приводит к бедности и богатству. Некоторые, полагая, что остерегаются бедности, вечером не дают деньги в руки, бросают их на пол. Некоторые сажают «денежное дерево», чтобы оно притянуло богатство…

Раньше я думал, что все эти мнения – вымысел. Конечно же, где-то я был прав. Среди этих обычаев многое является вымыслом и предположением людей. Но, оказывается, не всё неправда. В такой ситуации, когда всё перемешалось, нам очень трудно отличить истину от вымысла. Но, к нашему счастью, есть учёные и их книги, которые указывают нам на правильный путь.

 В первую очередь нам необходимо знать, что основной причиной наших бед и невзгод являются наши же грехи. Об этом наш Пророк  в хадисе говорит: «Не меняет предопределения ничего, кроме дуа, и не увеличивает срок жизни ничего, кроме благих деяний.

 Поистине, человек лишается удела (пропитания) из-за греха, который он совершает». Этот хадис указывает на то, что мольба способна отвлечь от нас беды, которые нам предписаны; на то, что благие деяния увеличивают срок нашей жизни; и на то, что грехи уменьшают наш удел и являются причиной бедности.

В книге «Таалиму мутааллим» автор коротко перечисляет причины, притягивающие бедность:

- Сон во время рассвета до восхода солнца.

 В хадисе Пророка , переданном Ахмадом, сказано: «Сон после утренней молитвы лишает мирского достатка». Поэтому в это время крайне нежелательно спать. Ведь это время ниспослания пропитания. Напротив, следует уделить это время богослужению, чтобы в нашем пропитании была благодать. Насчёт этого также говорится, что овцы не спят перед рассветом и до восхода солнца. Поэтому, хоть они рождаются в малом количестве (в большинстве по одному или двое) и их режут поголовно, численность овец бывает большая. А вот собаки рождаются по четыре, шесть и даже девять за раз, и их редко убивают. Но их количество бывает малым по той причине, что они спят во время рассвета и утром до восхода солнца.

- Чрезмерный сон и сон в обнажённом виде.

- Справлять нужду голым.

- Принимать пищу в состоянии осквернения – жунуб (когда нарушено большое омовение).

- Принимать пищу, опираясь на бок.

- Небрежно относиться к крошкам еды на столе.

- Будь это крошки хлеба или другой еды, следует подобрать их, очистить и съесть.

- Сжигать кожуру лука и чеснока.

- Подметать дом тряпкой.

- Подметать дом ночью.

- Оставлять подметённый сор дома.

- Ходить впереди взрослых, тех, кто старше тебя по возрасту, знаниям и в других хороших деяниях.

- Обращаться к родителям по именам.

- Очищать зубы чем попало (например, ковыряться в зубах палочкой, поднятой с земли, и т. п.).

- Очищать руки землёй или глиной.

- Сидеть на пороге.

- Опираться на створку двери.

- Совершать омовение в отхожих местах.

- Зашивать одежду, не снимая её с тела.

- Вытирать лицо одеждой после омовения.

- Оставлять в доме паутину, так как она притягивает бедность.

- Пренебрежительно относиться к намазу, совсем его не совершая или совершая быстро, не соблюдая смиренности.

- Поспешно, быстро выходить из мечети после утреннего намаза.

- Рано ходить на рынок, а также поздно возвращаться с него.

- Покупать куски хлеба у попрошаек и нищих.

- Плохая мольба (плохие пожелания) детям.

- Оставлять ненакрытой посуду.

- Тушить лампу дуновением.

- Бедность также наступит, если:

- Писать сломанным карандашом.

- Расчёсываться сломанным гребнем.

- Не совершать хорошей молитвы за родителей.

- Надевать чалму сидя, а брюки стоя.

- Верхнюю одежду (рубашку, майку, то есть то, что выше пояса) желательно надевать стоя, а нижнюю (штаны, обувь, носки и т. д.) – сидя.

- Скупиться (отказывать беднякам в милостыне).

- Скряжничать (жадничать, чрезмерно экономить по отношению к себе и своим подопечным).

- Проявлять расточительство (тратить имущество на бесполезное).

- Проявлять лень, вялость и пренебрежение в делах.

Кто-то скажет, что есть же люди с вышеуказанными качествами, но обладающие богатством. Конечно, есть такие, но здесь под словом «бедность» имеется в виду отсутствие у них дозволенного (халяльного) имущества. Или же отсутствие благодати в их имуществе. Или же постоянное стремление и ненасытность мирским и отрешённость от деяний вечного мира.

И поймите правильно. Не подумайте, что эти слова противоречат словам Пророка , который выбрал бедность и сказал: «Воистину, у каждой общины было своё испытание, испытание для моей уммы – это богатство» (имам ат-Тирмизи).

 Пророк  призывал отречься от мирского сердцем, а не руками. Стремление к мирскому ради самодостатка, отсутствия нужды просить помощи у других и для обеспечения своих родных – похвальное качество в религии. И, наоборот, бедность, в которой человек сердцем хочет разбогатеть, желает то, что находится у других, порицается в Шариате.

 Далее автор рассказывает о причинах, притягивающих удел, увеличивающих наше пропитание. О них мы, если будет на это воля Всевышнего, расскажем в следующем номере.

 МУХАММАД МУХИДИНОВ