05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2021 (по Шафии)

1.Можно ли пользоваться косметикой, в составе которой есть муцин улитки?

Муцин с точки зрения религиозных норм является чистым, так как это слизь, которую выделяют специальные железы улитки в ответ на физический стресс.

Для получения муцина улиток подвергают физическому воздействию (вращению и тряске) в лабораторных условиях под строгим контролем. Это провоцирует усиленное выделение слизистыми железами улиток секрета.
Следовательно, можно пользоваться косметикой по уходу за лицом, которая содержит муцин улитки, и нет необходимости смывать его перед намазом.

Что касается декоративной косметики, то незамужней женщине запрещено (харам) пользоваться ею.
Замужней можно пользоваться ею, если это нравится её супругу. Однако ей запрещено (харам) выходить из дома, накрасившись, даже с одобрения мужа, если она уверена, что может ввести в искушение мужчин, так как это считается тяжким грехом.

Если же она не уверена, но с большей вероятностью это предполагает, то выходить, надушившись, считается малым грехом. Если же она сомневается в этом, то такой выход из дома является нежелательным (карахат), но не запретным. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Аз-Заваджир ан иктирафи ль-Кабаир», «Хашия аш-Ширван»)

2.Можно ли в мечети заключать сделку купли-продажи и т. д.?

Канонически заключать в мечетях сделку купли-продажи или другие сделки не запрещено, однако все сделки, кроме никяха (бракосочетания), нежелательны. Никях в стенах мечети считается сунной (желательным).
Нежелательно в мечети слишком активно заниматься каким-либо ремеслом; если же это занятие приводит к пренебрежению домом Аллаhа ﷻ, то это запрещено.

Использовать мечеть в качестве склада, завода или магазина запрещено, поскольку мечети имеют совершенно иное предназначение.
Сподвижник Абу Хурайра رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если вы увидите в мечети кого-либо, кто продаёт или покупает, вы скажите: “Да не даст тебе Аллаh ﷻ  прибыли в твоей торговле”» (ат-Тирмизи). («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Асна аль-Маталиб» с субкомментариями имама ар-Рамли, «Мугни аль-Мухтадж»)

3.Кому для искупления клятвопреступления (каффарат аль-ямин) достаточно соблюсти пост в течение трёх дней?

Каффарат – это какое-либо искупительное действие, выполненное за совершённый грех.
Каффарат аль-ямин накладывается на каждого, кто нарушил клятву, но вид искупления разнится в зависимости от его финансового состояния. Так, состоятельный человек должен или одеть, или накормить десять бедняков, а человек, не имеющий такой возможности, должен поститься три дня.
Благосостояние – это наличие материальной обеспеченности на срок, равный средней продолжительности жизни или одному лунному году (354 дня), согласно менее аргументированному мнению.
Примечание:
Если бедняк предпочтёт выплатить каффарат аль-ямин, то он может это сделать. («Шарх ибн Касим» с субкомментариями имама аль-Баджури, «Хашия аль-Джамаль»)

4.Можно ли класть деньги в Коран или в конверт, на котором написано, например, «бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим»?

Класть деньги в Коран или в книги, между листками и т. п., на которых написаны аяты Корана, имена Аллаhа ﷻ, пророков или тексты религиозных наук, запрещено. Соответственно, класть деньги в конверт, на котором написано «бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» или что-то подобное, запрещено. («Фатх аль-Муин» с субкомментариями «Ианат ат-Талибин»)

5.Нужно ли отвечать, если во время намаза позвали родители? И нарушается ли молитва, если ответить им?

Делать это необязательно. Более того, отвечать запрещено, если это обязательный (фарз) намаз. Однако если человек совершает желательный намаз, то лучше прервать его и ответить родителям, если отсутствие отклика может огорчить их. Но следует знать, что в обоих случаях намаз нарушается. («Аль-Икна фи халли аль-фази Аби Шуджа», «Хашия аль-Джамаль»)

6.Что такое договор «салам» и как правильно его заключить?

Салам – договор доставки в указанные время и место зафиксированного товара с условием выплаты полной суммы авансовым платежом.
Данная сделка заключается после произнесения слов «Я заключил с тобой сделку “салам”», «Я приобрёл у тебя данный товар на условиях сделки “салам”».
Эта сделка имеет пять составляющих: покупатель, поставщик, поставляемый товар, авансовый капитал и специфическая форма заключения сделки.
Особенность данной сделки – она не требует наличия товара и не требует, чтобы его обязательно нужно было увидеть, как это предполагается в торговле.

Для того чтобы данная сделка состоялась, помимо основных условий торговли должны быть соблюдены ещё семь дополнительных условий.

1. Обязательное предоставление авансовым платежом полной указанной и обговорённой суммы и безотлагательная его выдача на месте заключения сделки.
2. Предмет салама должен быть известен обеим сторонам и однозначно определяемым качественно и количественно. Следовательно, драгоценные камни не могут продаваться посредством салама, потому что их качество и количество не может определяться посредством спецификации, так как каждый из них отличается от любого другого.
3. Обозначение места доставки товара.
4. Доступность товара на момент обговорённого в сделке времени доставки. То есть нельзя заключать сделку «салам» с условием доставки, например, фруктов в зимнее время, если в данный сезон они не могут расти или отсутствуют на рынке.
5. Товар должен быть таким, чтобы его можно было доставить до условленного в сделке места.
6. Чёткое определение обеими сторонами характеристик предмета по тем критериям, по которым оценивается оговорённый товар (вес, мера, количество).
7. Качественная и полностью детализированная оценка товара по таким критериям, как сорт, вид, качество, которым должны соответствовать аналогичные товары. («Тухфат аль-Мухтадж»)