25 апреля
2024 года
поделиться

Узхия (жертвоприношение)

Удхия (жертвоприношение в Праздник жертвоприношения) необходима (ваджиб) каждому мусульманину, являющемуся богатым по критерию уплаты фитр-милостыни, то есть если он обладает нисабом в дни жертвоприношения 10-го, 11-го и 12-го Зульхиджи, при условии, что он не находится в сафаре, – для путника узхия не является необходимой.

 Узхия должна быть исполнена за самого человека. Она не является необходимой за бедного малолетнего ребёнка, согласно явному слову (захир-ривая). Имеется в виду, что родитель не обязан тратиться из собственных средств на жертвоприношение за своего бедного ребёнка, хотя и рекомендуется это сделать. Это отличается от случая с фитр-милостыней, которую отец обязательно должен выплатить за своего бедного малолетнего ребёнка. То есть родитель не обязан приносить жертву за своего богатого ребёнка из средств самого ребёнка (и тем более из своих средств), но, если желает, может совершить жертвоприношение из своих (родительских) средств. Таково мнение, которому отдаётся первенство в «Дурр мухтар» Хаскафи, в то время как автор «Хидоя» (4:356) писал, что более веской позицией является необходимость узхии за богатого ребёнка из средств ребёнка.

 Ибн Абидин соглашается с первым мнением, приведённым в «Дурр мухтар» Хаскафи в качестве надёжной позиции. Жертвоприношение действительно только бараном, верблюдом или коровой, последние (два) из которых дозволено принести в жертву в количестве одного животного от семерых людей или меньшего их числа. Соучастие (перед покупкой) предпочтительнее, то есть предпочтительно, чтобы они согласились на соучастие перед покупкой животного, хотя если человек купит животное для одного себя, а затем продаст шесть из семи равных долей другим для соучастия, то этого будет достаточно им всем.

 Кроме того, соучастниками в жертвоприношении коровы или верблюда могут быть семь или менее человек со следующими условиями:

 1) их не более семи;

 2) все они – мусульмане;

 3) каждый намеревается на богослужение (поклонение);

 4) каждый получает не менее одной седьмой части. Соответственно, если участников будет восемь, или один из участников будет немусульманином, или один из семерых мусульман участвует лишь ради получения мяса без намерения на конкретное богослужение, то в любом из этих случаев животное не засчитается как удхия ни для одного из участников.

Мясо следует разделить по весу, а не по догадкам, за исключением случая, когда с мясом имеются ноги (нога) или часть шкуры. Проживающему в городе нельзя приносить животное в жертву до праздничной молитвы. А деревенский житель может совершить жертвоприношение после наступления фаджра (10-го числа). Но для данного правила учитывается то место, где происходит жертвоприношение, а не месторасположение человека, для которого оно необходимо. Поэтому, если городской житель организовал жертвоприношение за себя за городом, оно действительно после фаджра.

 Лучший день для жертвоприношения – первый (из трёх), затем – следующий. Если дни жертвоприношения пройдут, а человек (не являющийся бедным) так и не совершит жертвоприношения, ему нужно будет пожертвовать эквивалентную стоимость барашка, даже если он всё ещё владеет барашком. Иначе говоря, согласно приведённому тексту, даже если этот человек купил ранее барашка и он остаётся в его владении, человек должен пожертвовать рыночную стоимость животного на благотворительность. Он не может отдать самого барашка на благотворительность, за исключением случая, если он сам является бедным и купил барашка для удхии. Об этом говорится в «Дурар хуккам» (1:268–269). Человек, ставший бедным (факиром) до истечения дней жертвоприношения, то есть до магриба 12-го числа, не обязан более совершать жертвоприношение.

 Предпочтительно (сунна), чтобы тот, кто должен совершить жертвоприношение, сделал следующее: поел из трети мяса, пожертвовал треть и отделил треть; пожертвовал шкуру или изготовил из неё полезный предмет, например сумку, кожаный коврик, и сам совершил жертвоприношение, то есть если он способен сделать это должным образом. Если же нет, то ему предпочтительно назначить другого на забой животного, и в этом случае ему рекомендуется присутствовать на забое. 

 Если за него жертвоприношение совершает кто-то другой, ему (предпочтительно) самому быть свидетелем этого. Совершение жертвоприношения иудеем или христианином (за мусульманина) является неугодным (караат), а совершение жертвоприношения огнепоклонником является запрещённым (харам). Неугодно доить животное или состригать с него шерсть до жертвоприношения. Поскольку животное было приобретено для акта богослужения, все его части считаются зарезервированными для этого богослужения, то есть для жертвоприношения. Соответственно, в целом неугодно (караат) заранее извлекать какую-то личную пользу от животного, например ездить на нём верхом, использовать для переноски предметов, брать у него молоко или шерсть.

 Если извлекается какая-то польза, нужно пожертвовать беднякам эквивалентную денежную сумму. После жертвоприношения извлекать пользу из частей животного разрешается. Узхия (жертвоприношение) недействительна в отношении животных со следующими изъянами: – одноглазое (или безглазое) животное; – истощённое; – родившееся без уха; – животное, у которого отсутствует большая часть уха или хвоста; – животное с такой парализованной ногой, что оно не может идти к месту жертвоприношения; – животное, у которого отсутствует большинство зубов настолько, что оно не может должным образом есть.

 Жертвоприношение действительно, если у животного нет рога или яичек, или оно обезумело, при условии, что оно всё ещё свободно пасётся. 

 
(Майдани. Любаб, 3:232) (Дурар хуккам, 1:267–269) (Маусили. Ихтияр, 5:17) (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 6:328) (Мараки Саадат, стр. 137)

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ