05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.04.2021 (по Шафии)

1.Является ли действительной сделка через Интернет на поставку заказов с торговых площадок с полной предварительной оплатой?

Совершая сделку купли-продажи, каждая из сторон передаёт или же обязуется передать в собственность другой стороне товар в обмен на другой – с соблюдением определённых условий.

Договор купли-продажи может быть заключён с целью приобретения:
1) определённого товара;
2) товара по описанию;
3) товара на основе отсроченной поставки (по договору «салам»);
4) товара, который продаётся прежде, чем он произведён (по договору «истисна»).

В каждом случае имеются определённые условия для того, чтобы договор был действительным. А сделка купли-продажи, о которой говорится в вопросе, – это приобретение «товара по описанию».

Для того чтобы данная сделка была действительной, необходимо наличие двух дополнительных условий:
1. Полная информация о товаре.
2. Предоплата, или же покупатель, даже если деньги пока останутся у него, должен продемонстрировать продавцу, что они у него есть. 
Следовательно, указанная сделка действительна. («Тухфат аль-Мухтадж»)

2. Разрешено ли арендатору квартиры подселить в неё кого-либо самостоятельно или, например, взявшему в аренду машину сдать её в субаренду?

Да, разрешено. Однако если при заключении сделки аренды был обговорён запрет на субаренду или подселение в квартиру других людей, то данная сделка будет считаться недействительной. («Фатх аль-Муин», «Ианат ат-Талибин»)

3. Как быть, если человек, который всю жизнь был неверующим, перед смертью в присутствии одного свидетеля произнёс слова шахады?

Свидетельства одного благочестивого человека достаточно, чтобы считать покойного мусульманином. Следовательно, его омывают как мусульманина, совершают над ним заупокойный (джаназа) намаз и хоронят на мусульманском кладбище.

А что касается его имущества, то верующие наследники не могут на него претендовать, ссылаясь на свидетельство одного благочестивого человека. («Хашия аль-Джамаль»)

4. Каковы особенности соблюдения поста во второй половине месяца Шабан?

Соблюдать пост во второй половине месяца Шабан разрешается:
– тому, кто до этого регулярно постился. Например, человек, который постился каждый понедельник и четверг, может продолжать делать это и во второй половине Шабана;
– тому, кто соблюдает обязательный пост, например, пост назр (обет), пост каффарат (штрафной), или возмещает пропущенный ранее пост, обязательный или желательный;
– тому, кто постился до наступления второй половины месяца Шабан и продолжает поститься до конца месяца непрерывно.
Аргументация:
Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее: «Запрещено соблюдение суннат-поста после первой половины месяца Шабан без причин, о которых далее будет сказано, а также если этот пост не связан с постом первой половины этого месяца, так как есть хадис: “Когда наступает середина месяца Шабан, то вы не соблюдайте пост!”».
Из этого ясно, что если соблюдать пост на пятнадцатый и шестнадцатый день месяца Шабан, а на семнадцатый не соблюдать, то на восемнадцатый день соблюдать суннат-пост запрещено».
«...Разрешается после первой половины месяца Шабан возмещать обязательные и желательные посты, а также соблюдать пост назр (обет), пост каффарат (штрафной)».
«...Также разрешается, если у человека есть определённый метод соблюдения суннат-постов. Например, он соблюдает пост каждый день, через день или пост в понедельник и четверг. 
Если человек до середины месяца Шабан постился так в прошлом хотя бы раз и собирается продолжать таким образом, то ему можно продолжать держать пост и во второй половине этого месяца» («Нихаят аль-Мухтадж»).

5. Можно ли перерезать горло животного выше кадыка?

При закалывании любого дозволенного для забоя животного необходимо обязательно перерезать горло, а именно – пищевод и трахею ниже кадыка или по кадыку, то есть кадык или его часть должны быть отрезаны вместе с головой.
Если перерезать горло выше кадыка или по кадыку, но не полностью, то такое животное запрещено употреблять в пищу. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

6. Дозволено ли во время пятничного намаза заниматься торговлей?

Запрет на торговлю и другие дела во время пятничной молитвы обусловлен повелением Всевышнего Господа (смысл комментария к 9-му аяту суры «Аль-Джума»): «О верующие! Когда призывают (азаном) на намаз в пятницу, то устремляйтесь к поминанию Аллаhа ﷻ (совершению пятничного намаза) и оставьте торговлю (и все прочие дела). Это лучше для вас (чем прибыль от торговли), если бы вы только знали (какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному благу)».

Согласно этому повелению обусловлен запрет: 
1. Со времени начала второго азана, который оглашается после приветствия имама с минбара, до совершения пятничного намаза мужчинам (совершеннолетним) запрещено отвлекаться на что-либо – они должны спешить в мечеть на намаз. Например, в это время запрещены все сделки купли-продажи.
2. Между первым азаном, который оглашается по факту наступления времени обеденного намаза, и вторым нежелательно отвлекаться на любого рода торговлю.
Запрещено и нежелательно заниматься торговлей даже тогда, когда продавец уверен, что успеет на пятничную молитву. Также запрет относится к человеку, который живёт далеко от мечети и должен идти на пятничную молитву до наступления времени обеденного намаза.

Тому, кто не обязан идти на пятничную молитву, запрещено то, о чём говорится в первом пункте, и нежелательно то, о чём сказано во втором, в том числе совершать торговые сделки с человеком, который обязан пойти на молитву. Например, женщине во время второго азана запрещено продавать или покупать что-либо у мужчины, который обязан пойти на пятничную молитву.
Примечания:

Запрет и нежелательность не распространяются на куплю-продажу крайне необходимых вещей, например воды для омовения и т. п. Запрет и нежелательность продолжаются до завершения пятничной молитвы. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).​