20 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.04.2021 (по Ханафи)

1.Похоронив человека, могилу поливают водой. Есть ли основание этому и в чём мудрость?

В книге «Аль-Бахру ар-Раик» сказано: «Нет ничего запретного в поливании могилы водой, так как благодаря этому происходит её выравнивание». В другой книге – «Ад-Дурр уль-Мухтар» – имам аль-Хаскафи пишет, что это делается для того, чтобы ветер не сносил землю с могилы.
Имам Ибн Абидин, комментируя эти слова, пишет: «Более того, это действие является желательным (сунна). Так Пророк поручил сделать и с  могилой Сада رضي الله عنه (об этом передал Ибн Маджа), и с могилой своего сына Ибрагима (в версии от Абу Давуда).

2.Можно ли женщинам, выходя из дома, надевать одежду, от которой пахнет кондиционером для стирки? 

Если этот запах чувствуется на расстоянии, так, что посторонний мужчина, проходя мимо, может почувствовать его, то в таком случае нельзя. Однако если запах слабый или уже выветрился, то в этом нет запрета.

3.Принимать пищу правой рукой не всегда получается, так как на руке отсутствуют пальцы, но всё равно стараюсь. Можно ли левой рукой хотя бы брать и поддерживать?

От Джабира رضي الله عنه приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан (сатана) ест и пьёт левой рукой» (Муслим).
Имам ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж», пишет, что в нём имеется в виду указание на желательность есть и пить правой рукой и нежелательность (карахат) использовать для этого левую.

Если же по какой-либо причине нет возможности есть и пить правой рукой, подобно причине, озвученной в вопросе, или если наложен гипс и т. п., то использовать во время трапезы левую руку не порицается.

4.Как располагать руки между добавочными такбирами (произнесение «Аллаhу Акбар!») в праздничном намазе?

В праздничном (ид) намазе между такбирами руки опускают вниз и не складывают под пупком, так как это является сунной (желательным) в долгом стоянии, в котором происходит чтение аятов или сур Корана. Поэтому в первом и втором ракаате руки складывают под пупком лишь после третьего такбира, не считая такбират аль-ихрам (вступительный такбир) в первом ракаате и такбир при вставании с первого ракаата – во втором. («Хашияту ибн Абидин»)

5.Когда опоздавший на ночную молитву встаёт после «салама» имама дополнить пропущенный ракаат, должен ли он читать вслух или может читать тихо про себя?

При восполнении первого и второго ракаата ночного, вечернего или утреннего намаза мамум (тот, кто совершает намаз за имамом) может самостоятельно их совершить, читая как вслух, так и про себя.

6.Нужно ли продолжать поститься, если пост нарушился или если не постился с начала дня по уважительной причине?

Если человек совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня, постясь, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан. И эти дни в последующем обязательно нужно будет возместить. («Хашияту Тахтави»)

7.Нарушится ли пост, если вдохнуть аромат, дым или пар? 

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и тот попал в горло, то пост нарушается. При этом не имеет значения, какой дым или пар – от благовоний, сигарет и т. д. Если человек вдохнул носом или ртом дым непреднамеренно, то пост не нарушается, и он может продолжать его соблюдать. («Мараки аль-Фалях»)

8.Как правильно определить начало месяца Рамадан?

Начало месяца Рамадан устанавливается одним из двух способов:
1. Если виден молодой месяц. 
2. Если прошло тридцать дней месяца Шабан, даже если не видно молодой луны.
Доводом в пользу этого является хадис Посланника Господа ﷺ, в котором говорится: «Поститесь, когда увидите новолуние, и перестаньте соблюдать пост, когда увидите новолуние. А если из-за облачности вы не сможете увидеть луну, то начинайте пост по истечении тридцати дней месяца Шабан» (аль-Бухари, Муслим).

9.Нарушает ли пост попадание воды в ухо? 

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. Помимо воды, если в ухо умышленно капнуть что-либо, подобно маслу, лекарству и т.п., то пост нарушается.  («Хашияту Тахтави»)

10.Какие действия являются нежелательными (карахат) во время поста? 

1. Пробовать пищу без необходимости, при этом не проглатывая что-либо из неё.
2. Скапливать слюну и потом глотать. 
3. Действия, которые могут стать причиной для слабости постящегося, такие как тяжёлая работа, кровопускание и т. п.

11.Во время поста я иногда полощу рот. Можно ли так делать? 

Полоскать рот допускается, даже если это делается не во время омовения. Однако не стоит полоскать рот слишком тщательно, так как это может привести к попаданию воды в горло, что нарушит пост. («Марак аль-Фалях»)

12.Если до наступления следующего месяца Рамадан не возместить пропущенную из-за менструации неделю поста, будет ли за это штраф?

Штраф по этому поводу в Ханафитском мазхабе не назначается. Однако после соблюдения поста нового месяца Рамадан все пропущенные ранее дни поста необходимо возместить. («Марак аль-Фалях»)

13.Можно ли совершать намаз только в месяц Рамадан? И будет ли большим грехом прекратить его совершать?

Пятикратный намаз является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманки. Его необходимо совершать с наступлением совершеннолетия (14,5 года) или полового созревания. Месяц Рамадан является отличным поводом, чтобы начать выполнять намазы, если до этого вы их по каким-либо причинам не совершали. Если вы начнёте совершать намаз в течение Рамадана, то по его окончании вам будет легче продолжить делать их и дальше. Но если вы ограничитесь лишь этим месяцем, то вам зачтутся только эти намазы. А за пропуск остальных запишется грех. В Судный день одним из лучших благих деяний является намаз. 

В благородном хадисе Пророка ﷺ говорится: «Первое, за что будет произведён расчёт с рабом Аллаhа ﷻ в День воскрешения, – это намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (ат-Табарани).

Мухаммад-фарук азимов тел: +7 988 960 65 62