29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.02.2021 (по Шафии)

1. Имеет ли жена право обратиться к имаму с требованием (просьбой) о разводе из-за того, что муж не обеспечивает её?

Если муж не в состоянии обеспечить жену минимумом пропитания, одеждой и жильём, то она вправе обратиться к имаму с требованием о расторжении их брака.

Несостоятельностью в обеспечении считается неспособность мужа обеспечить жену минимальным пропитанием, двумя комплектами сезонной (летней и зимней) одежды, дополнительно тёплой верхней одеждой, рассчитанной на холодный сезон, и жильём с условиями, соответствующими её статусу.
Требовать расторгнуть брак нельзя, если муж не обеспечивал в прошлом, но это, за исключением жилья, остаётся за ним в качестве долга.

Также супруга может потребовать развод, если муж ушёл, оставив её без содержания, и его местонахождение неизвестно, а также есть очевидцы, которые засвидетельствуют, что он несостоятелен и не оставил ей имущества, которым она может пользоваться.

Условием же, при котором жена может потребовать содержание и в дальнейшем развод при несостоятельности мужа, является её послушание ему, то есть она должна была выполнять супружеские обязанности, находиться в доме рядом с мужем и не отлучаться из дома, в который он её поселил, без его разрешения. («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)
 

2. Можно ли вскрывать труп в целях обучения?

Совет фикха (исламского права) Всемирной мусульманской лиги на своей Х сессии в Мекке принял решение считать процедуру вскрытия оправданной, ставя её крайнюю необходимость приоритетнее вреда, наносимого достоинству умершего от подобного вмешательства, и вынес следующее постановление:
Вскрывать тела покойников в целях обучения студентов и изучения медицины, как это делается на медицинских факультетах, можно при соблюдении следующих условий:
1) умерший должен оставить разрешение на своё вскрытие, или его родственники (наследники) должны дать такое разрешение после его смерти;
2) необходимо ограничиться вскрытием самой необходимой для изучения части тела (органа);
3) тела женщин при наличии женщины-патологоанатома нельзя вскрывать мужчинам;
4) после вскрытия должны быть захоронены все части тела. 

3. В чём мудрость троекратного чтения суры «Аль-Кадр» после омовения? 

У выдающегося учёного Джалалуддина ас-Суюти спросили: «Дошло ли до нас от Пророка ﷺ что-либо по поводу желательности чтения суры “Аль-Кадр” после омовения? И какова степень достоверности этого хадиса?»

Он ответил: «Имам ад-Дайлями в своём сборнике “Муснад аль-Фирдаус” по цепи передачи от Абу Абайды через Хасана, Анаса ибн Малика привёл хадис, в котором Пророк ﷺ сказал: “Кто прочитает после омовения суру «Аль-Кадр» один раз, тот достигнет степени праведных. А кто прочитает два раза, имя того напишут среди мучеников. А кто прочитает три раза, тот будет в День суда вместе с пророками”.

Однако в цепи передатчиков этого хадиса есть некий Абу Убайда, а он неизвестен» («Аль-Хави ли ль-Фатава», т. 1, стр. 403).

Аль-Уджхури в своём субкомментарии к книге «Шарх аз-Заркани» сказал: «Хадис, в цепи передачи которого есть неизвестный человек, относится к слабым хадисам».

Имам Навави в книге «Аль-Азкар» пишет: «Учёные из числа хадисоведов, факихов сказали: “Можно и желательно следовать слабым хадисам в вопросах, касающихся “фазаил аль-амаль”, а также в вопросах о побуждении к благому и предостережении от плохого, если только этот хадис не вымышленный». 

Известный учёный Ахмад ибн Абд уль-Азиз аль-Малибари в книге «Фатх уль-Муин», перечисляя суннаты омовения, сказал: «Желательно совершившему омовение … затем после чтения дуа (мольбы) после омовения благословить и приветствовать нашего господина Мухаммада ﷺ и его семью и прочитать суру “Аль-Кадр” трижды, не поднимая рук». 

4. Можно ли совершать омовение дождевой водой, стекающей с крыши? Ведь на крыше может быть помёт птиц.

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии в книге «Хашията Кальюби» сказал: «Допускается наличие птичьего помёта в воде, даже если это помёт не водоплавающих птиц».
Поскольку допускается омовение водой, где есть некоторое (малое) количество (птичьего) помёта, то омовение стекающей с крыши водой, когда наличие помёта лишь предполагается, тем более разрешено.

5. Что делать, если в намазе случайно опередил имама? Например, ушёл в суджуд (земной поклон), пока имам был в руку (поясном поклоне). 

В этом случае можно вернуться к поясному поклону или подождать имама в земном поклоне.

Известный учёный Ахмад ибн Абд уль-Азиз аль-Малибари в книге «Фатх аль-Муин» пишет: «Запрещается (харам) умышленно, зная, что это не дозволено, опережать имама на один полный несловесный рукну (обязательная составная часть). Например, мамуму (следующему за имамом) уйти в поясной поклон и подняться, в то время как имам ещё не опустился в поясном поклоне.

Также нежелательно (карахат), чтобы мамум отставал от имама на такой же рукну. Тому, кто умышленно опередил имама на один полный рукну, желательно вернуться к действию, выполняемому имамом, чтобы его намаз соответствовал намазу имама. Если же неумышленно опередил имама на один полный рукну, то он вправе вернуться или подождать имама там, где он находится.

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димьяти в книге «Ианат ат-Талибин» пишет: «Опережение имама на часть рукну не запрещено, но это нежелательно. Например, мамум совершил раньше имама поясной поклон, а затем имам догнал его в этом действии». 
 

6. Можно ли совершать полное омовение без причины как желательное в надежде получить награду?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж», перечисляя случаи желательного купания, пишет: «Желательно (сунна) искупаться при изменении запаха тела, а также перед участием в любом благом собрании».

Что касается обновления обязательного купания (гусль), то Ибн Хаджар пишет следующее: «Нет желательности обновлять обязательное купание, поскольку подобное не приводится в преданиях, и к тому же это несколько затруднительно».
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).