25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Поход Пророка ﷺ на Мекку

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах)

Посланник Господа ﷺ знал, что многочисленные племена арабов можно будет наставить на путь Всевышнего лишь после того, как уверует его родное племя — Курайш, обитавшее в Мекке. Но, несмотря на огромное количество верующих, желающих отправиться с призывом Господа в Мекку, Пророка ﷺ от этого удерживал мирный договор, заключённый с курайшитами. 

Речь идёт о Худайбийском мирном договоре, заключённом в марте 628 года в местечке Худайбия близ Мекки. Теперь же, после того как курайшиты первыми нарушили этот договор, ничто не могло удержать верующих от отправления в Мекку с мирным призывом к вере в Единого Господа. 
Прибывший в Медину для сглаживания конфликта и возобновления договора Абу Суфьян остановился у своей дочери — жены Пророка ﷺ, матери правоверных Умму Хабибат رضي الله عنها. 

Войдя в дом, он хотел сесть на постель Пророка ﷺ, но Умму Хабибат رضي الله عنها сложила её и не позволила ему это сделать. Она сказала отцу: «Ты не сядешь на постель Посланника Господа ﷺ, пока будешь пребывать в язычестве». Увидев отсутствие внимания и заботы к себе, Абу Суфьян покинул дом дочери. Оттуда он направился прямо в мечеть, чтобы встретиться с Пророком ﷺ. 

Увидев тестя, Посланник Господа ﷺ спросил: «Случилось ли что, о Абу Суфьян?» На что тот ответил: «Нет…» — и не стал говорить Любимцу Всевышнего ﷺ о том, что сделали люди племени Бакр. Тогда Пророк ﷺ коротко сообщил: «Если нет, то и мы продлеваем договор». 
Абу Суфьян понял, что в этих словах есть скрытый смысл, и, обеспокоенный, отправился к сподвижникам Посланника Господа ﷺ. Но те также не стали с ним разговаривать и, повернувшись к нему спиной, дали понять, что они во всём следуют за Пророком ﷺ. Абу Суфьян, не получив желаемого ответа, в печали, полный тревожных мыслей, развернул своё верховое животное в сторону Мекки.

Посланник Всевышнего ﷺ поручил сообщить всем племенам о готовящемся походе в Мекку, призывая всех уверовавших собраться в Медине в начале месяца Рамадан. Племена арабов, получив весть, одно за другим стали прибывать в Медину. Молодые люди, готовые отдать жизнь за веру и Пророка ﷺ, собрались в городе Посланника Всевышнего ﷺ.

Любимец Господа ﷺ не хотел, чтобы курайшиты узнали о том, что он собирает своих последователей, которых теперь было огромное количество. Он не желал, чтобы те, подготовившись к ответному выступлению, начали войну на заповедной земле Мекки. Пророк ﷺ всем сердцем мечтал наставить своё племя на путь истины без какого-либо кровопролития. 

Пока шла такая подготовка, один из его сподвижников, Хатыб ибн Абу Балтаа, написал письмо курайшитам, сообщая им о готовящемся походе. Его поступок был продиктован тем, что он беспокоился за своих близких, которые оставались среди мекканцев. Передать письмо он поручил некой женщине, заплатив ей за эту услугу, которая спрятала послание в своих волосах. По этому поводу Пророк ﷺ получил откровение от Всевышнего, и вслед за той женщиной были отправлены Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه и Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه. Догнав путницу, они потребовали у неё письмо, но она отказывалась признать его наличие у себя. Тогда Али رضي الله عنه пригрозил ей, что если она добровольно не отдаст письмо, то он заставит её сделать это. Увидев серьёзность их намерений, она отдала им послание.

Вызвав Хатыба, Пророк ﷺ спросил, почему он так поступил. Хатыб, смутившись, заверил Любимца Всевышнего ﷺ в том, что он ничуть не отступил от веры в Единого Господа, и объяснил, что пытался тем самым спасти свою семью, которая оставалась в Мекке. 
Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه, на тот момент находившийся рядом, попросил разрешения Пророка ﷺ отрубить Хатыбу голову, но милосердный Пророк ﷺ возразил, сославшись на то, что тот являлся участником битвы при Бадре. 

Посланник Всевышнего ﷺ выдвинулся в сторону Мекки с десятью тысячами сподвижников, всем сердцем желая наставить мекканцев и очистить священную Каабу от идолов. Это был месяц Рамадан, все соблюдали обязательный пост. 
Дойдя до местечка Ива, встретили Абдуллаха ибн Хариса и Ибн Абу Умайята, когда-то они были злейшими врагами Пророка ﷺ. Встретившись с ним здесь, в окружении тысяч сподвижников, они выразили желание принять Ислам и войти в число последователей Посланника Господа ﷺ. Пророк ﷺ очень обрадовался их решению и обратился ко Всевышнему с благодарностью за эту милость и с мольбой за них.
Оттуда Пророк ﷺ со своими сподвижниками двинулся дальше. Остановились они только в местности Кадид. 

Во время похода было очень трудно соблюдать пост, и Посланник Господа v велел всем прервать его, тоже прекратив поститься.
По дороге Пророк v встретил своего дядю Аббаса رضي الله عنه, который вместе с семьёй направлялся в Медину, совершая хиджру (переселение).

Аббаса رضي الله عنه Пророк ﷺ попросил присоединиться к нему, а его семью сопроводили до места следования. 
Двигаясь дальше, Посланник Господа v остановился в местечке Мурру Зухран, расположенном вблизи Мекки. Здесь Пророк v повелел установить палатки и разжечь костры. Как и было велено, разожгли костры, которых были тысячи. Они осветили Зухран так сильно, что увидевшие это многобожники Мекки испытали сильный страх.

Курайшиты отправили троих верных людей с заданием узнать о войске мусульман. Это были Абу Суфьян ибн Харб, Будайлу ибн Варка и Хаким ибн Хизам. 

Они прибыли в Зухран, увидели огни и были поражены их множеством. Будайлу сказал Абу Суфьяну: «Это, наверное, огни Бану Амр?» Абу Суфьян же, внимательно оглядевшись, сказал, что людей Бану Амр не так много. 

Аббас رضي الله عنه, который в то время обходил войско, услышал их. Абу Суфьян, увидев его, в сильном волнении бросился к нему навстречу. 
«О сын моего дяди, что это за   войско, что за чудо я вижу? Кто возглавляет его?» — обратился он к Аббасу رضي الله عنه. Тот сообщил ему, что это войско Посланника Всевышнего ﷺ. И всех их тут же схватили. А среди воинов разошлась радостная весть о том, что пойманы предводители мекканцев. Особенно радовался Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه, который велел немедленно заключить их под усиленную охрану.

Абу Суфьян и Аббас رضي الله عنه были друзьями. И Аббас رضي الله عنه, желая помочь другу, отправился вместе с ним к Пророку ﷺ. 
Умар رضي الله عنه, увидев их, подобно льву, с саблей в руках с яростью кинулся им навстречу, желая обезглавить Абу Суфьяна.
«Его нельзя убивать», — заступился Аббас رضي الله عنه, объяснив, что привёл его, пообещав ему безопасность. 

Аббас رضي الله عنه с Пророком ﷺ призвали прибывших уверовать во Всевышнего, отказаться от веры в идолов, язычества. Хаким и Будайлу вняли призыву. Абу Суфьян же долго упорствовал, но он был бессилен и оказался в безвыходном положении. Не приняв наставление Любимца Всевышнего ﷺ и не уверовав, он сказал: «Если я приму Ислам и буду поклоняться одному лишь Творцу — Господу миров, как же быть с Латом и Уззой (идолы), разве я смогу расстаться с ними?» — и погрузился в тяжкие раздумья.

Милосердный Пророк ﷺ велел Аббасу ﷺ увести его, дав ночь на размышление. Абу Суфьян с Аббасом رضي الله عنه ушли, и эту ночь они провели вместе. Утром, увидев войска Пророка ﷺ, построившиеся рядами для совершения коллективного намаза, Абу Суфьян испугался, подумав, что они собираются напасть на Мекку. Аббас رضي الله عنه успокоил его, сказав, что они собираются совершить утреннюю молитву. Абу Суфьян удивился ещё больше, увидев покорность сподвижников Пророку ﷺ и то, с каким уважением и трепетом они относятся к нему. Он сказал Аббасу رضي الله عنه, что никогда прежде не видел царя, которому бы оказывали такое уважение и почести. «Он не царь, а является Посланником Господа для общины верующих», — назидательно пояснил Аббас رضي الله عنه.

(Продолжение следует)

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави