28 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

История мусульманских монет

Древние монеты — вместе с древними книгами, наскальными надписями и прочими письменными источниками — служат историкам материальным подтверждением событий, происходивших много лет назад.

Монеты своим существованием, содержанием своих надписей и изображений подтверждают или опровергают их. Они бесспорные свидетели прошлого, способные рассказать о древних правителях, подвластных им народах и их религиях.
Изучением древних монет занимаются профессиональные историки и коллекционеры-любители. Отчеканенные денежные знаки хранятся в собраниях музеев мира и в частных коллекциях, передаются по наследству в семьях. Каждый год монеты продолжают находить в виде кладов и одиночных находок.

Человечеством за время использования денег отчеканено множество монет. Специалисты разделяют их по времени и месту чеканки  на античные, средневековые и нового времени. Важное место среди всех типов монет занимают монеты мусульманского мира.
Религиозные мотивы в изображениях и текстах, размещённых на монетах, встречаются с древних времён, и часто именно они позволяют определить принадлежность монеты к той или иной эпохе, культуре, стране.

История появления мусульманских монет неразрывно связана с историей возникновения и становления Ислама. Первое государство мусульман образовалось на территории проживания арабских племён, во главе него стоял Пророк Мухаммад ﷺ, в последующем оно управлялось халифами.
Как и любому государству, государству мусульман для обеспечения своего экономического существования, ведения торговли и сбора налогов требовались деньги. Первоначально мусульмане использовали в денежном обороте золотые, серебряные и медные монеты других государств, доставшиеся им в виде военной добычи, — при разгроме государства Сасанидов и захвате части территории Византийской империи. 

Старых монет, обеспечивающих хозяйственную жизнь страны, вполне хватало. Но они по своему внешнему виду уже не отвечали реалиям дня, поэтому чеканились и новые монеты. Отдельные арабские наместники в подчинённых провинциях выпускали монеты по образцу тех, что действовали на местных рынках, но с актуальными дополнениями религиозного характера.

Эта чеканка явилась пробой сил и творческого осмысления того, как должны выглядеть новые мусульманские монеты.
Пример такой пробы — арабо-византийский золотой солид. Выпущен в Дамаске (Сирия) во время правления халифа Абд уль-Малика бин Марвана (65–86 годы по хиджре). Отчеканен солид по образцу византийской монеты с сохранением старой иконографии, при этом в изображение внесены изменения и дополнения.  

Ещё пример —  арабо-сасанидская серебряная монета, отчеканенная в арабской провинции Табаристан на южном побережье Каспийского моря. Монета сохранила визуальные элементы сасанидской драхмы, надписи на пехлеви, дату чеканки в старом, сасанидском летоисчислении и даже традиционную религиозную сцену авестинцев — изображение двух мобедов (жрецов), стоящих вокруг огненного алтаря. Перед портретом сасанидского правителя написано слово арабским алфавитом, это имя собственное — Умар.

Так обозначилось на монете присутствие арабского наместника провинции Табаристан Умара. Встречаются подобные монеты и с именами других наместников.
Вариантов новых монет, отчеканенных по образу ранее действовавших, было много. Этот чекан носил половинчатый характер. Старое изображение не ушло с монет, а новое ещё не проявило себя в полной мере. Продолжался творческий поиск новых форм и нового содержания…

Анатолий Рожук