«Господи, помилуй меня!»
«— Не знаю, — сказал он. — Мне кажется, что где-то в закоулках нашего города должен отыскаться какой-то психоаналитик, который мог бы помочь Фрэнни, — я об этом думал вчера вечером. — Он слегка поморщился. — Но я-то ни одного такого не знаю. Чтобы помочь Фрэнни, он должен быть совершенно не похож на других. Не знаю.
Во-первых, он должен верить, что занимается психоанализом с благословения Господа. Он должен верить, что только Божией милостью он не попал под какой-нибудь дурацкий грузовик ещё до того, как получил право на практику. Он должен верить, что только благодаря Его милости ему дарован ум, чтобы хоть как-то помогать своим пациентам. Я не знаю ни одного хорошего психоаналитика, которому такое пришло бы в голову... Но только такой психоаналитик мог бы помочь Фрэнни» (отрывок из рассказа Дж. Сэлинджера «Фрэнни и Зуи»).
Главная героиня, испытывая психологические трудности, всё повторяла что-то себе под нос. Беседуя со своим младшим сыном, мать девушки поняла, что дочка её всё время шепчет: «Господи, помилуй меня!» — молитву странника, которую она когда-то прочла. Странник из прочитанного ею рассказа потерял всё, что у него было. Его дом спалили, жену убили.
В состоянии крайнего отчаяния он пытался понять смысл слов Писания: «Непрестанно молитесь». Он нашёл для себя молитву, которая его утешала, и наполнил ею каждый миг своей жизни, повторяя её: «Господи, помилуй меня грешного».
Почему в молитве находит утешение человеческое сердце? Это не вопрос, так как любой, кто задался им, хоть раз в жизни оказывался в состоянии поиска той опоры, которая поможет пережить постигшие испытания. И находил или найдёт эту опору лишь в молитве.
А если не найдёт, то печальна его участь. Потому что ни психоаналитики, которых мучительно искал для своей сестры герой приведённого рассказа, ни близкие люди, ни какие-то увеселения, ни поиск удовольствий не заполнят ту душевную пустоту, которая возникает в человеческой душе.
Человек — единственное существо, которое испытывает психологические проблемы. Человек — единственное существо, которому дан разум. А значит, с благословения Господа, через сумерки души и метания разума он найдёт то единственное, что способно утешить, — молитву.
В советские времена одному шейху сказали: «Коммунисты говорят, что Бога нет». Шейх ответил: «Как это — Бога нет, когда, кроме Него, больше ничего нет».
Жить, найдя Бога, — это ещё не конец пути. Преодолевая испытания, падая и поднимаясь, умирая и воскресая, — это и есть путь, в конце которого, даст Бог, нас ждёт встреча со Всевышним.
айша тухаева