18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Не мучайте их!

Случаев плохого отношение к животным становится всё больше.

Все религии, пропагандируют мир и достоинство, взаимоуважение, справедливость и милосердие. И самое ценное из этих качеств — милосердие.
«И Мы отправили тебя (о Мухаммад ) только милостью для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Милосердие — это качество, которое выражает доброту, набожность, заботу, уважение, любовь и прощение. Когда эти качества есть в этом мире, они являются отражением милости Всевышнего по отношению к Его творениям. 

Пророк ﷺ был олицетворением милосердия, которое проявлялось по отношению ко всем, кто его окружал: близким, друзьям, чужим и даже врагам. С уважением и милосердием он относился и к окружающей среде, животным, насекомым, растениям, так как весь этот мир со всем его многообразием  есть творение Создателя, олицетворение Его мудрости и могущества. 

Посланник Господа ﷺ учил своих последователей относиться к творениям Всевышнего с достоинством и заботой.

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Творца ﷺ рассказывал: «Один человек шёл по пути, и его постигла сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился в него и напился. Когда он вылез из него, то увидел собаку с высунутым от жары языком. От сильной жажды она ела мокрый песок. Он подумал: «Эта собака дошла от жажды до того же состояния, что и я». Затем снова спустился в колодец, набрал в кожаный носок воды и, держа его зубами, выбрался и напоил её. Всевышний отблагодарил его и простил ему грехи». 

Услышав эту историю, присутствующие сподвижники спросили: «О Посланник Творца , значит, в заботе о животных для нас есть награда?» Он ответил: «В каждой влажной печени — награда» (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан-Навави в книге «Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим» (толкование к сборнику достоверных хадисов) пишет: «Выражение “в каждой влажной печени — награда” означает, что за проявление добра и заботы в отношении всякого живого существа ожидается награда от Господа. А названо живое существо обладателем влажной печени потому, что тело мёртвого — высохшее». 

Важно отметить, что в этом хадисе для нас с вами есть указание на проявление милосердия ко всякому животному, даже если оно не является нашей собственностью. Ведь собака, которую встретил тот человек в пустыне, не была его собственностью. 

В комментариях к этому хадису имам Ибн Абд уль-Барр аль-Малики сказал: «В этом хадисе содержится довод в защиту того, что причинение вреда, страдания животным недопустимо, и совершающий подобное впадает в грех. Ведь если в тексте сказано, что за доброе отношение ко всему живому ожидается воздаяние и награды, то тем самым исходит вывод, что во вредительском отношении к ним кроется бремя ответственности и грех». 

Имам Ибн аль-Муляккин в комментарии к этому хадису сказал: «Это не противоречит тому, что среди животных есть такие, которых нам велено или разрешено убивать. Поскольку это убийство узаконено из-за преобладающей пользы. И вместе с тем нам велено осуществлять убийство хорошим, гуманным способом». 

От Абдуллы ибн Умара رضي الله عنه передаётся, что Посланник Всевышнего ﷺ поведал: «Одна женщина получила наказание за то, что держала кошку взаперти до тех пор, пока та не умерла. По этой причине эта женщина оказалась в Аду, ибо она сама не кормила и не поила кошку и не выпустила её покормиться живностью на земле» (аль-Бухари, Муслим).

Задумайтесь, Всевышний наказал эту женщину Адом за то, что она  лишила кошку свободы, отказалась кормить и поить и не выпускала её из дому для самостоятельного поиска пропитания. 

Адиль Ибрагимов