29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Господь возложил на нас лишь то, что нам под силу

Всевышний сотворил человека и возложил на него испытания в виде поклонений Ему.

В Священном Коране Господь говорит (смысл): «И Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарият», аят 56).

Но, обязав нас поклоняться Ему, Всевышний Господь по Своей милости не возложил на нас поклонение, которое нам не под силу. 
В Коране также сказано (смысл): «Не возлагает Господь на человека то, что ему не под силу. Ему (принесёт пользу) то, что он приобрёл, и против него — то, что он приобрёл (каждый будет держать отчёт за совершённые им поступки, хорошие — в его пользу, плохие — против него)…» (сура «Аль-Бакара», аят 286).

Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Поистине, Господь не отправил меня принуждающим и излишне затрудняющим, а послал меня обучающим и облегчающим» (Муслим).

Вот некоторые примеры облегчений в религии:

— Использование чистой земли (таяммум) взамен омовения (полного или малого) водой при наличии болезни, не допускающей использования воды; или если воды мало и она нужна человеку или животному, чтобы утолить жажду или приготовить еду, и т. п.

— Совершение молитвы (намаза) стоя или лёжа. Одно из условий выполнения обязательного намаза — совершать его нужно стоя. Но если человек не в состоянии стоять из-за болезни или возраста, то Всевышний разрешил совершать намаз сидя, а если кто и сидя не может, то лёжа, и т. д. 

Имран ибн Хусайн رضي الله عنه рассказывал: «У меня был геморрой, и я спросил Посланника Господа о том, как мне совершить молитву. На что он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лёжа на боку (правом, направившись в сторону Каабы)» (аль-Бухари).

А в версии от ан-Насаи передаётся продолжение этого хадиса: «…а если и так (лёжа на боку) не сможешь, то — лёжа на спине (приподняв голову, направив её в сторону Каабы). 

На вопрос, как определить границы болезни, когда можно совершать молитву сидя или лёжа, учёные шафиитского мазхаба ответили, что достаточно того, что человек теряет смиренность в намазе из-за испытываемых трудностей и беспокойств.

— Сокращение и объединение намазов в пути (сафаре). От Абу Хурайры رضي الله عنه передаются слова Посланника Всевышнего ﷺ: «Путь (сафар) — часть переносимых тягот» (аль-Бухари).

Господь сказал: «Когда вы путешествуете по Земле, то нет на вас греха, если вы сократите некоторые намазы (а именно четырёхракаатные — до двух ракаатов), опасаясь вреда со стороны неверующих…» (сура «Ан-Ниса», аят 101).

В мазхабе имама Ахмада также дозволяется объединение молитв (но не сокращение) по причине болезни. Этого мнения придерживаются и многие шафиитские учёные, такие как Кази Хусайн, аль-Мутавалли, ар-Рувйани, аль-Хаттаби и ан-Навави.
Границы болезни, по причине которой можно объединять молитвы, — явная тяжесть совершения каждой из молитв в своё определённое время, так, что допускает совершение её сидя.

Если человек заболел или отправился в путь и по этой причине не может совершать поклонения так, как он совершал их в здравии или дома, то Всевышний, по Своей безграничной милости, записывает такому человеку такую же награду, как будто он совершал все поклонения. 
По этому поводу Пророк ﷺ сказал: «Когда раб болеет или отправляется в путь, ему записывается такое же вознаграждение, как за поклонение, которое он совершал, находясь дома и будучи в здравом состоянии» (аль-Бухари).

Абдулла Абдулкеримов