27 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (мазхаб имама Абу Ханифы)

Ответы на вопросы даны согласно мазхабу имама Абу Ханифы

– Будет ли принят пост у человека, если во время него он ел нехаляльное мясо, но не свинину?

– Во время поста в дневное время суток нельзя есть не только нехаляльное мясо, но и вовсе нужно воздержаться от употребления еды и жидкости. Если же вы имеете в виду употребление нехаляльного мяса после захода солнца, на разговение, то, смотря на то, что в дневное время суток человек воздержался от еды, сам пост с канонической стороны действителен. Но нельзя надеяться на то, что он получит за этот пост вознаграждение, так как с его стороны это похоже на издевательство: днём постится, а вечером портит всё, что делал днём

– Назовите, пожалуйста, имена пророков, упомянутых в Священном Коране?

– Начиная от времени прихода Адама عليه السلام и до явления последнего пророка – Мухаммада ﷺ – на Земле было 124 тысячи пророков. В Священном Коране названы имена лишь 28 из них. Необходимо знать благословенные имена пророков, упоминаемых в Коране:

 Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Харун, Муса, Дауд, Сулейман, Айюб, Зулькифил, Юнус, Ильяс, Альяса, Закарийя, Яхья, Иса, Узейр, Лукман, Зулькарнайн, Мухаммад ﷺ.

– Моей подруге очень трудно соблюдать пост, что ей делать? И когда можно возмещать пропущенные посты?

– Конечно, для человека, который не постился ранее, бывает трудно поститься сразу, но этому можно помочь: до месяца Рамадан понемногу поститься, например, несколько дней держать пост до обеда или после обеда, держать один раз в неделю, пока привыкнете, и т.д. Каждый день необходимо делать намерение соблюдать пост, но если изза трудности или истощения не можете дальше соблюдать, то отпускайте и потом возмещайте. И возмещать пропущенный пост можно в любой день, кроме дней месяца Рамадан, и в праздничные дни – Ид-уль-Фитр и Ид-уль-Адха (Праздник разговения и Праздник жертвоприношения) и последующие три дня после Праздника жертвоприношения. Но если очень уж трудно возмещать пропущенные посты сразу, что является очень важным, то можно возмещать зимой, когда дни бывают короче.

– На мавлидах читающим дают деньги или пакеты с продуктами. Можно ли их брать?

– Мавлид читают, выражая радость по поводу рождения пророка Мухаммада ﷺ, читают во время свадьбы, в день рождения сына, дочери, внука или, например, после выздоровления от болезни, до отъезда и после приезда из хаджа, после несчастного случая, от которого спаслись, и т.д. Мавлид можно читать и независимо от какого-либо случая, и в этом будет только воздаяние, но при условии, что будут соблюдаться условия Шариата. Например, нельзя во время мавлида, т.е. при угощении, распивать спиртные напитки, или чтобы мужчины и женщины ели за одним столом, в одной комнате; если же соблюдаются нормы, греха не будет. А что касается пакетов с продуктами, которые дают хозяева дома как садака, то их брать можно. 

– Женщине можно исполнять мавлид?

– Можно, при соблюдении условий Шариата, таких как: нахождение исключительно в кругу женщин, соблюдение адабов и норм Шариата по отношению к Пророку ﷺ, нахождение в присутствии отца, мужа, брата, деда и т.д

– Человек читал намаз в закрытой комнате. Если в нее в это время кто-нибудь войдет, нарушается ли намаз?

– Оттого, что в комнату кто-то вошёл, намаз не нарушается, если не были совершены действия, нарушающие его.

– Можно ли жениться на девушке, ещё не носящей хиджаб, но которая после свадьбы наденет его?

– По Шариату в договоре о бракосочетании нет такого условия, чтобы девушка закрывалась, и поэтому, если соблюдены все остальные условия, бракосочетание с ней возможно, но… В хадисе Пророка ﷺ, переданном имамом Муслимом (№1466) в его сборнике, говорится: «На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену из-за её религиозности». Имам Навави, комментируя данный хадис в «Шархуль Муслим», пишет: «Достоверный смысл, который несёт этот хадис, заключается в том, что люди при выборе будущей супруги обращают внимание на эти четыре качества, и религиозность у них стоит на последнем плане, поэтому ты, ищущий истину, ищи религиозную. В этом хадисе идёт речь о побуждении искать религиозную девушку…» («Шархуль Муслим», к комментарию хадиса №1466). Нужно помнить, что ты выбираешь не только себе вторую половинку, но и мать своих будущих детей.

– Некоторые наши братьямусульмане делают масху по носкам, правильно ли это?

– Нет, неправильно. Носки не могут быть использованы в качестве хуффов (кожаные носки, ичиги). Так как хуффы должны быть сшиты из плотного и крепкого материала, не пропускающего воду, например, из кожи или войлока, пригодными для ношения в пути длиной в один фарсах (мера длины, равная приблизительно 5564 м).

– Какие обстоятельства мусульманин обязан избегать?

1. Иметь ложные убеждения, противоречащие вероучению ахлю сунна валь-джамаат.

2. Не совершать поклонения Аллаху   . 3. Быть нечестным в намерениях и делах.

4. Упорствовать в грехе. 5. Проявлять неблагодарность за счастье быть мусульманином.

6. Не бояться уйти из жизни неверующим. 7. Проявлять несправедливость и жестокость к другим.

8. Невнимательно относиться к азану (призыву к молитве).

9. Проявлять непослушание в отношении родителей (непослушание допускается, если действия родителей противоречат религии).

10. Излишне часто клясться.

11. Легкомысленно относиться к намазу, не соблюдать его основные правила. 12. Употреблять напитки, считающиеся харамом (запрещёнными).

13. Притеснять мусульман.

14. Притязать на праведность (аулия), не будучи таковым.

15. Не обращать внимания на свои грехи.

16. Быть довольным собой, представлять себя большим учёным.

17. Злословить и осуждать кого-то за глаза.

18. Завидовать и нетерпимо относиться к людям.

19. Враждебно относиться к учёным – знатокам религии.

20. Положительно или отрицательно оценивать человека без имеющихся на то оснований.

21. Распространять ложь.

22. Уклоняться от изучения религии.

23. Стремиться мужчинам походить на женщин, а женщинам – на мужчин.

24. Уважительно относиться к врагам религии.

– Некоторые говорят, что не следует совершать дуа (молитвы) после трех дней соболезнования, что это запрещено Шариатом, а если совершить дуа в день садака (по какой-то причине опоздав на три дня), то не имеешь права принимать еду (садака). Так ли это?

 – Дуа (молитва) – это мольба ко Всевышнему с просьбой о прощении грехов, помощи в трудном положении и т.д. Если поразмыслить, можно понять, что для мольбы не указывается определенное время. Но есть время или дни, когда более желательно просить, например, после каждого намаза-фарз или ближе к рассвету в праздничные дни и т.д. То есть это время, когда имеется больше шанса, что мольба будет принята. А насчет принятия еды и садака, то в этом нет никакого ограничения, связанного со временем. То, что говорят люди, не всегда бывает верным, нужно уточнять у алимов. Во время похорон люди очень часто прибегают к обычаям, не установленным Шариатом, и думают, что если не следовать им, то это грех, хотя на самом деле это бывает не так.

– Как мне сохранить свой Иман в такое сложное время?

– Иман – главная ценность для каждого мусульманина. Чтобы его сохранить до Судного дня, следует уделять внимание следующим условиям: 1. Верить в сокровенное (гайб). Таинственным или сокровенным является то, что не поддаётся восприятию пятью органами чувств. Это – Аллах ﷻ, ангелы, Рай, Ад, джинны и т.д. 2. Признавать халяль – халялем (дозволенным), а харам – харамом (запретным). 3. Не называть халялем то, что относится к хараму. Например, нельзя преподносить как халяль отнесённые к хараму алкогольные напитки, в том числе и пиво, а также нельзя преподносить как халяль выдачу денег под проценты и другие запретные вещи. 4. Бояться гнева Аллаха ﷻ (воспитывать в себе богобоязненность). 5. Уважительно относиться к святыням Ислама (ко всему, что рассматривается в Исламе как святыни) и не допускать легкомысленного отношения к ним. 6. Уповать на милость Аллаха   7. Признавать безбожника (кяфира) – безбожником, а верующего (мумина) – верующим. Например, если ктолибо называет верующим того, кто словами, пером или действиями проявляет враждебность к религии, то он сам становится неверующим. Таким же образом становится неверующим тот, кто называет безбожниками верующих. 8. Не придавать Аллаху ﷻ место. Например, мусульманин не может утверждать, что Аллах ﷻ находится на небесах. 9. Вера в Священный Коран. Если кто-то скажет, что у Корана есть недостатки, в нём много лишнего или что Джабраиль  при передаче его допустил ошибку и т.п., то он становится неверующим (кяфиром)

– Как быть с пропущенными в течение 40 лет намазами?

– Возмещайте свои намазы как можно больше, тратя на это все ваше свободное время. И оставьте завещание родственникам о том, чтобы после вашей смерти они сделали искат. Чтобы определить, сколько намазов вы возместили и сколько еще осталось, вы должны вести учет возмещенных вами намазов. Но самое главное – это чистосердечное покаяние, которое должно быть всегда.

– Где предпочтительней читать Коран по усопшему – в мечети или на могиле?

– Нет разницы, где читать Коран, в мечети или на кладбище. Но если нет дождя или сильного холода, то лучше пойти на кладбище. Ведь сказано, что ангелы спускаются к тому месту, где читают Коран, поэтому лучше все же его читать там, где похоронен человек. Это лучше и потому, что, придя на кладбище, мы вспоминаем умерших и видим их могилы. И это не дает нам забыть о том, что когда-нибудь придет и наш черед. Таким образом мы отвлекаемся от мирского, и это напоминает нам об Ахирате.