28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Мирское и духовное

Миру известно немало рассуждений на тему рабства и внутренней свободы человека.

Одно из таких глубоких высказываний принадлежит Эпиктету, древнегреческому философу-стоику (раб в Риме, потом вольноотпущенник): «Всё то, чем люди так восхищаются, всё, ради приобретения чего они так волнуются и хлопочут, всё это не приносит им ни малейшего счастья». 

Покуда люди хлопочут, они думают, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать тому, чего у них ещё нет.


И это очень понятно, потому что не удовлетворением своих праздных желаний достигается свобода, но, наоборот, избавлением себя от таких желаний.
Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья...».


Обратите внимание, что эти слова принадлежат человеку, который смог перенести все тяготы рабства и потому знал истинную цену свободе. И здесь он упоминает не физическое рабство как таковое, а рабство, в котором разум и сердце человека всецело поглощены мирскими заботами.
Подобный плен значительно порабощает человека во всех известных смыслах. Находясь в безраздельной власти своих мирских желаний и потребностей, он перестаёт слышать и слушать голос разума и сердца, который тоже старается всеми силами подчинить воле нескончаемых желаний. Расходуя все жизненные силы на достижение исключительно материальных целей, человек истощается как духовно, так и физически. 


Впоследствии всё это ведёт к слабому здоровью. Долгожданное осуществление желаний по прошествии короткого промежутка времени перестаёт наполнять человека радостью, в нём нет чувства удовлетворения. Вместо этого – ощущение необъяснимой духовной пустоты, которую тянет вновь заполнить, приложив усилия на исполнение очередных капризов. И жизнь продолжается по привычно заданному вектору. 


Очевидно, что человек будет испытывать постоянное беспокойство взамен ожидаемого счастья до тех самых пор, пока не изменит направление своего пути к настоящей свободе. Наверное, нельзя отрицать, что выбор в пользу данного направления всегда даётся гораздо труднее, но тем возвышеннее прохождение этого пути, ибо в нём заключено благо и добро.


Помню, как я осталась под впечатлением от прочитанной однажды притчи об отношении к имуществу имама Абу Ханифы. Восхищают его личный пример и, поистине, подлинная внутренняя свобода от привязанности к мирским благам. Итак, вот эта история: «Великий учёный по фикху, основатель ханафитского мазхаба, имам Абу Ханифа (VIII век) наряду со своей научной деятельностью занимался торговлей и был богатым человеком. Этот великий человек с утра до полудня в мечети давал уроки своим ученикам, а после полудня занимался торговлей.


Однажды, когда он давал урок, один человек от ворот мечети крикнул: «О имам, твой корабль затонул!» (У имама были суда, перевозящие товары.) После минутного колебания имам Абу Ханифа сказал: «Хвала Аллаhу ».


Через некоторое время тот же человек пришёл вновь и сказал: «О имам, произошла ошибка, затонул не твой корабль». Услышав и эту новость, имам сказал: «Хвала Аллаhу ».


Человек, который принёс весть, был поражён: «О имам, я принёс весть, что твой корабль затонул, ты сказал: «Хвала Аллаhу I». Затем я сообщил, что затонувший корабль не оказался твоим, и ты вновь сказал: «Хвала Аллаhу ». Почему ты так воздавал хвалу Аллаhу


Имам Абу Ханифа пояснил: «Когда ты оповестил меня, что корабль затонул, я посмотрел на свой внутренний мир и сердце. Там не было даже малейшей доли грусти от потери мирского имущества. Поэтому я воздал хвалу Аллаhу . Когда ты сообщил мне, что затонул не мой корабль, я сделал то же самое. В моём сердце не было ни малейшей доли радости от обретения мирского богатства».

 

Саида Османова
 

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    21.12.2020
    👍