25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Переплетение традиций, эпох и времен

Легендарная Югра – историческая родина прежде всего обскоугорских народностей: ханты, манси, ненцев и селькупов. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством.

История заселения

Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. походом отряда Ермака. Осенью 1585 года, уже после смерти Ермака, казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение – Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государ
ства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году – Сургута. Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли. На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были устроены два яма – Демьянский и Самаровский (ныне г. Ханты-Мансийск).

С конца 1920 проводилась коллективизация края. С 1930 на Север стали высылать со всей страны «спецпереселенцев», руками которых в значительной степени был построен Ханты-Мансийск, обустроены многие населённые пункты. Одной из ведущих отраслей стала лесная промышленность, снабжавшая древесиной не только Сибирь, но и Урал. В 1934 были предприняты первые шаги по поиску и разведке на территории округа нефти и газа. В настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это самостоятельный субъект федерации с численностью населения 1597,2 тыс. человек, 32 тыс. человек, или примерно 2%, – это представители коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и ненцы, половина из которых ведут традиционный образ жизни. Ханты-Мансийский автономный округ занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ по объему промышленного производства, производству электроэнергии, добыче нефти и газа.

Достопримечательности Ханты-Мансийского АО

Достопримечательности Ханты-Мансийского АО поражают каждого своей глубиной, самобытностью, уникальностью, переплетением традиций, эпох и времен. Только здесь можно до бесконечности любоваться Самым Большим Мостом, побывать на наивысшей точке Уральских гор – Народной горе, посетить уникальные Васюганские болота, где сосредоточены сотни чистейших озер, истоки множества рек.

Сибирский Биг-Бен Сургутский

  Биг-Бен – это точная копия тех часов, которые красуются на башне в Англии. В Сургуте в этом, знаменитом на весь город, здании находится школа иностранных языков.

  Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», основанный в 1987 году, транслирует живую культуру коренных малочисленных народов Севера. Там представлены редчайшие предметы, демонстрирующие культуру и традиции коренных малочисленных народов Севера. История Ислама Старинные рукописи, хранящиеся в Тобольском городском музее-заповеднике, повествуют о приходе в 1394 году в Сибирь 366 суфиев тариката Накшбандия и 1700 воинов хана Шейбана из Средней Азии. «Из самих шейхов триста стяжали мученический венец, павши кто на суше, кто на воде, кто на болоте, – сообщает мусульманский проповедник Саид Ваккас Аллакулов. – После этого появилась здесь вера исламская, и открылись пути, 
так что вдоль Иртыша стали приходить караваны и наезжать сюда ради обучения вере ученые, ходжи и ишаны; большая часть их были люди, могшие творить чудеса». Суфии несли Слово Аллаха  всем сибирским народам, так как все они тогда придерживались язычества. «Шейхи использовали реки в качестве основных транспортных путей, – отмечает доктор исторических наук Е. М. Главацкая, – поэтому и направления распространения Ислама среди хантов и манси совпадали с руслами рек. Наиболее серьезному воздействию подверглись манси, жившие вдоль Туры и Тавды, и ханты бассейна Иртыша и его притоков».

  Активная миссионерская деятельность исламских проповедников на протяжении длительного периода и тесные этнокультурные и экономические контакты с тюркскими народами, прежде всего с сибирскими татарами, привели к определенным религиозным изменениям в крае. Так, в Сибирской летописи, составленной в 1636 г. Саввой Есиповым, дьяком Тобольского архиерейского дома, сообщалось о том, что «тотаровя» – население рек Туры, Тобола и Иртыша (в том числе ханты и манси), обозначенное общим этнонимом,– «закон Моаметов держат». «Между тем, нельзя говорить о полной исламизации хантов и мансы, – поясняет Елена Михайловна, – только некоторые элементы Ислама проникли в их жизнь. И процесс этот начался достаточно рано, гораздо раньше, чем в Сибирь проникло Христианство». Сейчас очень трудно восстановить процесс обращения в Ислам этих народов, потому что средневековых источников сохранилось крайне мало. Но, судя по всему, Ислам очень прочно вошел в их жизнь.

  Достаточно сказать, что в сражении при Искере, которое дали отряды хана Кучума дружине Ермака, вместе с сибирскими татарами воевали и вогулы, и остяки. Это изображено даже на известной картине «Покорение Ермаком Сибири». В сочинении, посвященном этнографическому описанию, составленному в первой четверти XVIII века сосланным в Сибирь украинским полковником Григорием Новицким, участвовавшим в миссионерских поездках по краю митрополита Филофея Лещинского, можно найти интересные сведения. Новицкий сообщает, что ханты оказали вооруженное сопротивление православной миссии в районе Черных Юрт и Юрт Буреньковых, и, по словам автора, они «…начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи».

  «Бесурманами» в XVIII веке называли мусульман, а «кличи» – слово украинского происхождения, в данном случае означающее минарет, с которого верующих призывали на моления. Судя по всему, это было небольшое возвышение, располагавшееся посреди юрт. Но вместе с принятием Ислама к южным хантам и манси пришли зачатки земледелия и животноводства, которому их обучили сибирские татары. Хотя, даже оказавшись в лоне передовой исламской культуры, ханты и манси продолжали вести традиционный образ жизни, основой которого были охота и рыболовство. Со временем ситуация поменялась. Поэтому начало XVIII в. знаменовалось изменением политики правительства в отношении религиозных традиций коренного населения края, и в результате во многом мусульманские традиции были утеряны. Региональное духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Религиозная организация была создана в 1999 году. Центр находится в Соборной мечети г. Сургута. Председатель РДУМ ХМАО с момента образования – Тагир Габдулхакович Саматов. В большинстве мусульманских общин Ханты-Мансийского округа построены мечети и молельные дома, которые позволяют проводить религиозные обряды и праздники в полном объеме, в полном соответствии с религиозными канонами. В одном из интервью муфтий Тагирхазрат Саматов отмечал, что в ХМАО живут мусульмане почти ста национальностей, приехавшие в 70-е годы из разных уголков СССР: дагестанцы, таджики, уйгуры, чеченцы и многие другие. Кроме того, есть мусульманские татарские деревни со своими общинами, мечетями. Татары здесь жили не одно столетие. Кроме татар и башкир, есть имамы-чеченцы, дагестанцы, узбеки, таджики, имам-киргиз.

  РДУМ ХМАО ведет активную духовнопросветительскую работу. 23 ноября  в Сургутском государственном университете Региональное духовное управление мусульман ХМАО – Югры провело конференцию на тему «Роль и значение исламских традиций и ценностей для социализации молодежи в условиях Сибири». В работе конференции приняли участие мусульманские религиозные деятели России из Москвы и Московской области, Татарстана, Дагестана, Чечни, Башкортостана, представители академического сообщества, религиозных организаций и национально-культурных объединений, члены Общественной палаты РФ, специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, депутаты и многочисленные гости.

  На конференции были освещены такие важные темы, как духовно-нравственный потенциал традиционного Ислама и проблемы воспитания молодежи в условиях Сибири; противодействие пропаганде терроризма на основе Корана и многие другие. Все участники отметили, что Россия уникальна, она разнообразна по культуре и религиозности, нигде не представлено столько национальностей, как в нашей стране. Сохранить это многообразие – это и наша с вами задача, и залог прочности нашего государства. Также в рамках данной конференции муфтий Тагир-хазрат Саматов в качестве экспертов принял участие в ток-шоу «ИГИЛ – чума XXI века» в г. Лянторе. Дискуссии были очень живыми и затрагивали множество аспектов, в том числе и исламского образования. Летом муфтий Тагир-хазрат Саматов принял участие в благодатном мероприятии в г. Махачкале, приуроченном к открытию джума-мечети имени известного религиозного деятеля, просветителя, досточтимого шейха Зайнуллы Шарифа Расулева.

  Пословицы и поговорки ханты и манси Не водою рыбак кормится, а сетями. Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому – маленькая тяжела. Легким трудом не проживешь и человеком не станешь. Дал слово – держи его. Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить. Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут. От крика дело не делается. Если нет дельного слова, то не говори. Если сердца не приложить, то и дела не получится. Хорошее слово век не забудется. Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти. Кого боятся, того не любят. Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет. Без желания легко дается только лежание. За ленивое дитя сердце матери больше болит.

  Много всего на свете, только отец – один. День красен солнцем, а человек – трудом и добром. Край мамонтов Неподалеку от Ханты-Мансийска были обнаружены останки мамонтов и многих других видов крупных вымерших млекопитающих. Эти гигантские животные из семейства слоновых обитали в Северном полушарии, и их наскальные изображения дошли до нас через века. На территории России пойма Оби и Иртыша считается одним из главных ареалов обитания мамонтов. Мамонтов, как и всех остальных животных и растений, сотворил Всевышний Аллах. И мамонты тоже в своё время  выполняли возложенную на них Творцом функцию.