29 марта
2024 года
поделиться

Нарушенная сделка в торговле

Пример для данной темы можно привести следующий: Мухаммад покупает у Ахмада машину с условием – если она ему понадобится, он будет ею пользоваться. Это и является причиной нарушения данной сделки – когда пользу извлекает лишь одна сторона. Однако, несмотря на то, что сделка нарушена, всё же эта машина будет собственностью покупателя, и хозяином он становится после получения товара, а не после договора, как это бывает в обычных сделках.

Подобная сделка даёт покупателю право собственности; покупатель и продавец имеют право на расторжение сделки. Во время расторжения сделки товар должен быть в наличии, так как расторгать её без наличия товара невозможно.

 

И вернуть покупатель должен ту стоимость, которая была в момент принятия товара в собственность. Если человек продал или подарил товар после принятия, то такое действие дозволено. К нарушенной сделке относится продажа алкоголя, который не имеет ценности с точки зрения религии, тем самым не устанавливается право собственности.

 

И товар, который человек получил через такую сделку, будет считаться вверенным ему на хранение, в случае чего он будет обязан возместить её. Назвали её ложной («батиль») по причине отсутствия в ней какой-либо пользы.

 

К ложной сделке также относится продажа мертвечины, крови, вина, свиньи, так как всё это не имеет ценности, а сделки заключаются, как было сказано, в отношении вещей, имеющих ценность с точки зрения религии. Продажу рыбы в воде и птицы в воздухе до их ловли также относят к нарушенной сделке – из-за неопределённо
сти положения дел, так как не факт, что их могут поймать.

 

Туда же относят зародыш в чреве, которого ещё нет в реальности и может случиться так, что плод может умереть при родах, и т. д., то есть из-за неопределённости. А также продажу молока в вымени, ведь неизвестно, сколько его, может вообще не быть, или шерсти овцы или её мяса – всё это из-за неясности данной сделки.

 

Если человек заключит договор, например, продаст корзину с финиками за несорванные финики на дереве, по причине разницы в их сортах, то этот договор будет нарушенным («фасид»). Так как это будет считаться ростовщичеством – из-за совпадения рода товара, но это отдельная тема, которую мы затронем, если будет на то воля Всевышнего.

 

Если продать товар с условием передачи его покупателю, например, в начале месяца, то подобный договор будет также считаться фасид. Так как отсрочка дозволена в отношении денег, но не товара. Если продать товар с условием, что покупатель даст в долг какую-либо сумму денег или продаст ткань с условием, что шить он себе одежду будет только у продавца, то эти сделки также считаются фасид. «Посланник Аллаха запретил заключать сделки, в которых ставятся условия» (ат-Тирмизи). 


Тут нужно отметить, что сделки с наличием условий бывают трех видов:

1. Когда и сделка, и условие дозволены, но условие такое, которое входит в сделку и не противоречит ей. Например, человек говорит при покупке машины: «Я покупаю эту машину с условием, что буду на ней ездить». Это право и так включено в сделку, так как он становится единоличным хозяином.

2. Нарушенные сделка и условие – это любое условие, которое не содержит в себе пользы. Например, Мухаммад продал машину с условием, что будет на ней ездить, когда понадобится. В этом случае пользу получает лишь один человек. 

3. Сделка дозволена, но условие отпало. Например, Мухаммад купил машину и поставил условие, что его отец иногда будет ею пользоваться. В данном соглашении ни покупатель, ни продавец не обособляются односторонней пользой. Не разрешается также продавать пчёл без улья, шелкопряд – без шёлка.

 

Сами по себе пчёлы и шелкопряд не являются имуществом, они бесполезны, кроме как в сочетании. Поэтому не дозволяется их продавать и покупать, но если всё же заключили сделку, то она будет действительной, но фасид.

 

Сделка, заключённая с отсрочкой до жатвы, сбора урожая, прибытия паломников, также является фасид, ввиду неясности. Но если продавец и покупатель устранят эту неясность до наступления срока, то сделка действительна.

 

Порицается

Порицается продавать, заключать сделки во время пятничного призыва на молитву. Также порицается городскому жителю продавать сельскому. А именно приезжему, который не знает местных цен, и продавец, пользуясь его незнанием, может нажиться на этом.

 

Нежелательно перебивать чужую сделку. То есть двое договорились о сделке и третий вмешивается и предлагает лучшие условия, говоря: «не бери у него, возьми у меня», и т. д. Также порицается участвовать в аукционе для того, чтобы поднимать цену, пользоваться неосведомлённостью покупателя, но сделка во всех этих случаях будет считаться действительной. 
 

Сделки «тавлия», «мурабаха» и «вазиа»

Тавлия называют сделку, в которой покупатель, не имеющий представления о ценах, просит продавца продать товар по оптовой цене, за которую тот её приобрёл. И встречаются такие сделки обычно среди близких людей, идущих друг другу навстречу.

Мурабаха – это сделка, в которой продавец получает прибыль за счёт увеличения цены, путём накидывания на первоначальную сумму и предоставляя отсрочку на определённый срок, отвечая тем самым на просьбу покупателя.

 

Происходит это следующим образом. Например, у Ахмада нет денег на приобретение машины, и он просит Юсуфа купить её и перепродать ему за большую цену, чем она стоит на данный момент. И что он будет в течение двух лет расплачиваться с Юсуфом. Это и называется мурабахатом.

 

Данный вид сделки в настоящее время практикуется различными исламскими банками, тем самым уходя от попадания в риба (ростовщичество). Это происходит следующим образом: человек собирается купить, допустим, машину, которая стоит 500 тысяч. Не располагая такой суммой, он обращается в банк с просьбой помочь произвести покупку. Банк покупает машину и перепродаёт покупателю за 530 тысяч, накидывая тем самым тридцать тысяч.

 

Вазиа – это договор, в котором покупатель договаривается с продавцом, что он продаст ему товар дешевле себестоимости. То есть покупатель говорит продавцу: «я покупаю твой товар за цену на сто рублей дешевле её цены».

 

Продавец, который заключил договор «тавлия», имеет право присоединять к оптовой цене также цену за покраску, которая была произведена с проданной одеждой, удержать также за носильщика, которого ему пришлось нанять, говоря, что это обошлось во столько-то и это будет входить в сделку. Если покупатель узнает об обмане в тавлияте или вазиа, то он имеет право удержать из цены, но не в мурабаха, так как в ней покупатель имеет право назначать любую угодную ему цену. 


АХМАД ИБРАГИМОВ