Достоинство месяца Раджаб
Эти события имели огромное значение для становления религии Всевышнего, так как именно в процессе своего вознесения Посланник Аллаха ﷺ получил в качестве предписания для своей уммы (общины) такую милость, как пятикратный намаз.
Раджаб также является одним из четырёх запретных для ведения войн месяцев (ашхур аль-хурум), о которых Всевышний Аллах сказал (смысл): «Поистине, число месяцев у Аллаха ﷻ – двенадцать, и это было записано в Божественном Писании (в Хранимой скрижали) в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. К ним относятся четыре месяца (Зуль-Када, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб), в которые Аллах ﷻ запретил воевать. Такова истинная религия, и посему не поступайте в них (в эти месяцы) несправедливо по отношению к себе» (сура «Ат-Тавба», аят 36).
Эти месяцы являются наиболее почитаемыми, и в течение них мусульманам запрещается вступать в различного рода столкновения и боевые действия. Данный запрет действовал ещё со времён пророков Ибрахима عليه السلام и Исмаила عليه السلام. Следуя учению этих пророков, арабы в доисламский период тоже отказывались от ведения войн со своими врагами.
Известны такие случаи: когда кто-либо из арабов, особо почитавших традиции своих предков, встречал на своём пути убийцу своего отца или брата, то не нападал на него, проявляя уважение к запретному месяцу. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков.
Всевышний Аллах сказал в Коране по этому поводу (смысл): «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц – великое преступление”» (сура «АльБакара», аят 217).
Из-за святости запретных месяцев увеличиваются в них ответственность и наказание за грехи, а также воздаяние за благодеяния. В месяц Раджаб, как и в любой из запретных месяцев, желательно соблюдение поста, ибо Пророк ﷺ в своём достоверном хадисе сказал: «Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся» (Абу Давуд).
Имам ан-Навави в книге «Шарх ульМуслим» в подтверждение пишет об этом хадисе следующее: «В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что Пророк ﷺ побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах ﷻ знает лучше».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини по этому поводу в своей книге «Мугни альМухтадж» пишет следующее: «Лучшими месяцами для поста после Рамадана являются запретные месяцы (ашхур альхурум), а из них самым достойным является месяц Мухаррам (первый месяц года лунного календаря), согласно хадису, который приводит имам Муслим: «Лучшим постом после месяца Рамадан является пост в запретном месяце Аллаха ﷻ Мухаррам».
После него лучшим месяцем для поста считается Раджаб. Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы (ЗульКада и Зуль-Хиджа), а после них идёт Шаабан, согласно хадису: «Пророк ﷺ держал пост в месяце Шаабан полностью» (Муслим).
А в другой версии этого хадиса приводится, что Посланник Аллаха ﷺ соблюдал пост почти весь месяц Шаабан» («Мугни аль-Мухтадж»).
Всем нам известно, что месяц Раджаб является предвестником наступления благословенного месяца Рамадан. И Посланник Аллаха ﷺ, увидев новолуние месяца Раджаб, воодушевлённо читал следующую молитву: «Аллахумма барик лана фи Раджаб ва Шаабана ва баллигна Рамадан» («О Аллах ﷻ, дай нам благословение в месяцы Раджаб и Шаабан и одари возможностью встретить Рамадан»)» (ат-Табарани).
Говорится, что эту мольбу желательно читать регулярно в течение месяцев Раджаб и Шаабан, тем самым духовно готовя себя к главному месяцу года. Да одарит нас Всевышний Господь милостью достойно провести месяц Раджаб, проявляя усердие в поклонении Всевышнему, соблюдая пост и раздавая милостыню нуждающимся. Аминь!
АДИЛЬ ИБРАГИМОВ