19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Пять катаклизмов природы, изменивших судьбу человечества

Начало июля принесло много сюрпризов. На Москву обрушился «библейский потоп», который бывает раз в 50 лет, города Юга России засыпало градом, дождём и подтопило локальными наводнениями, Сибирь проходит испытание жарой и лесными пожарами. Масштаб природных катаклизмов впечатляет. МЧС предупреждает, что это только начало. Впрочем, история знает такие примеры катастроф, которые изменили судьбу человечества. Среди них есть пять наиболее впечатляющих. Об этом сегодня и поговорим.

«Библейский» потоп

Пророк Нух عليه السلام по велению Всевышнего несколько сотен лет призывал свой народ к истине. Рассказывают, что ангел Джабраил عليه السلام отправил его к царю по имени Дармашил, известному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бадаи аз-зухур» упоминается, что Дармашил был первым человеком, который стал производить и пить вино, играть в азартные игры, носить одежду, расшитую золотом. Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили законное бракосочетание и жили как животные.

 Нух عليه السلام призывал Дармашила и его народ к единобожию около трёхсот лет. Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло семидесяти. Когда заблудший Дармашил погиб, царём стал его сын, и был он мал‘уном хуже своего отца. После его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым заблудшим в своём роду.

 Более пятисот лет призывал Нух к единобожию неправедных, но в племенах потомков Кабила не нашлось тех, кто пожелал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нуху عليه السلام пришлось испытать множество мук, иногда его избивали до того, что, считая мёртвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но, несмотря ни на что, он не переставал призывать к истинной вере, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве плохого для них, только хорошее.

 Из-за обладания такой силой терпения он был причислен к «улу-ль-азм» (великие пророки). Когда Всевышний сказал Нуху عليه السلام, что в дальнейшем не уверует никто из его народа и их потомков, пророк Нух عليه السلام потерял всякую надежду и попросил Всевышнего не оставить на земле ни одного неверного, иначе они собьют с истинного пути всех Его рабов. Так Нух عليه السلام сделал потомкам Кабила плохое ду‘а (попросил наказания для них в мольбе). Когда он произносил эту мольбу, небеса задрожали.

 Всевышний тут же принял его мольбу и повелел сажать деревья на земле Куфы. Через сорок лет на этом месте вырос лес. По указанию Всевышнего и по подсказке Джабраила عليه السلام Нух عليه السلام с детьми начали строить корабль, и его соплеменники каждый день насмехались над тем, что он строит корабль там, где нет воды. Корабль строили сорок лет, размером он был шестьсот локтей в ширину и тысячу в длину. Тогда Нух عليه السلام обратился к народу и попросил хотя бы теперь принять истинную веру. Но никто и слушать его не захотел. Тогда Всевышний разгневался и повелел Нуху عليه السلام приготовить всё необходимое на шесть месяцев.

 Пророк عليه السلام немедля повиновался. И вот в назначенный час всё живое: насекомые, звери, птицы – все парами поднялись на корабль. Нух عليه السلام, подчиняясь повелению Всевышнего, взял с собой восемьдесят мужчин и женщин, уверовавших к тому времени, а также тела Адама عليه السلام и Хавы, табит со священными писаниями, посох Адама عليه السلام и Хаджар аль-Асвад (Чёрный камень). Шли дожди, хотя не было туч. Вода, бурля, выходила из-под земли, и земля стала словно кипящий котёл.

 Нуху عليه السلام было передано через откровение, что потоп начнётся с извержения воды из топки печи, и как только он увидит это, он должен спешно садиться на корабль. Повинуясь Аллаху ﷻ, пророк Нух عليه السلام со своими близкими сел на корабль, но его сын Кан‘ан, несмотря на зов отца, отказался последовать за ним и погубил себя. Погибли все, кроме тех, кто сел на корабль. Из-за гнева Всевышнего на потомков Кабила было уничтожено всё живое на земле. Кааба, построенная ангелами во времена Адама عليه السلام, была поднята на небеса и названа «Аль-Байт аль-ма‘мур аль-‘атик» (досл.: обжитой освобождённый дом). Говорят, что она находится на четвёртом небе. Корабль, произнеся «бисмиллях», в сопровождении девяноста тысяч ангелов начал своё движение. Вначале он сделал семь кругов над тем местом, где стояла Кааба.

 Затем совершил зиярат над местом Байт аль-Мукаддас (Иерусалим). После этого он отправился в плавание по всей земле. Ни на западе, ни на востоке не осталось места, где бы он не побывал. Корабль сообщал Нуху عليه السلام названия всех мест, над которыми он проплывал. Подобно полной луне, которая движется по небесному своду, он плыл по морю среди волн в течение шести месяцев. Затем Всевышний Аллах ﷻ прекратил наказание, и стали облегчаться беды потопа.

 Из-под воды начали появляться горные вершины. Корабль пристал к горе Джуди. Это был десятый день месяца мухаррам, его называют днём Ашура. В этот день Нух عليه السلام постился в знак благодарности Аллаху ﷻ за дарованные ему блага. «По велению Нуха عليه السلام постились и все, кто находился на корабле, даже животные, птицы и насекомые», – говорят, что в этот день постилось всё живое.

Каменный дождь, уничтоживший народ пророка Лута عليه السلام

 В местечке под названием Садум (Содом) жило одно мерзкое племя, хуже которого не было со времён сотворения человека. Когда скверна и неверие людей этого племени перешли все границы, к ним направили пророка Лута عليه السلام, чтобы призвать их к истинной вере. Они не слушали его проповеди, наставления и устрашения и продолжали творить своё, словно дикие звери. Вдобавок они говорили: «Если эти мучения не вымышлены тобою и Аллах ﷻ действительно накажет нас, то покажи как». Наверное, эти люди превзошли в своих заблуждениях все племена и народы.

 Потеряв всякую надежду на их исправление, Лут عليه السلام стал просить помощи у Аллаха ﷻ, Который удовлетворил его мольбу, и этот народ был наказан. Джабраил عليه السلام сказал, что уничтожит их на рассвете, и велел Луту عليه السلام увести из Садума уверовавших. Было уничтожено семь сёл, в каждом из которых проживало по двенадцать тысяч человек. Джабраил عليه السلام своим крылом поднял эти селения, словно луковую шелуху, на большую высоту, так что ангелам на небесах был слышен вой собак и крик петухов, перевернул их и ударил оземь, как метлу.

 Для большего унижения на эту местность просыпался каменный дождь, и на каждом камне было имя наказуемого грешника. Эти селения были полностью стёрты с лица земли, будто и не было их, в них не осталось ни одного живого существа. Всевышний Аллах ﷻ ниспосылает в Коране аят о сохранении останков народа Лута عليه السلام, чтобы преподать рабам Своим поучительный урок. «А развалины (поселений) Мы оставили наглядным знамением для тех, кто разумеет» (сура «Аль-Анкабут», аят 35).

 Среди таких печальных памятников особого внимания заслуживает озеро Лута عليه السلام – мёртвое море. Даже географическое положение его уникально, оно как будто показывает унижение жившего здесь народа. Озеро Лута عليه السلام находится на 400 метров ниже уровня моря, а его предельная глубина также 400 метров, то есть дно расположено ниже уровня моря на 800 метров, хотя самая низкая точка мира ниже уровня моря всего на 100 метров. В озере нет ни рыбы, ни растений. Цвет озера почти чёрный, от него исходит неприятный запах. Это место молчаливо предостерегает людей от совершения грехов и омерзительных поступков.

Ветер, погубивший племя ‘Ад

В племени ‘Ад, обитавшем в Йемене, проявились нечестие и грехи. Забыв Создателя, местные жители начали поклоняться идолам. Всевышний, наверное, не создал на Земле людей выше и сильнее их. Самый низкий из них был ростом в шестьдесят локтей, и достигали они зрелости только после ста лет. Возглавлял их тиран по имени Джалиджан ростом в сто локтей. Он так притеснял людей, что они уже отчаялись увидеть от него что-либо другое. В их племени кто-то умирал лишь раз в сто лет – настолько долго жили эти исполины. Чтобы наставить в вере племя ‘Ад, был послан к ним пророк Худ عليه السلام, но они отвергли его призывы. Они думали, что избавятся от наказаний, надеясь на то, что потомство их многочисленно, а тела огромны и сильны, и были уверены, что никто не сможет их победить. Сколько бы Худ عليه السلام ни наставлял их, они отвергали его и забрасывали камнями. Так прошло семьдесят лет, но их заблуждение только усиливалось. Тогда Худ عليه السلام попросил Аллаха ﷻ, чтобы женщины их стали бесплодными и численность их уменьшилась. В этот год не родился у них ни один ребёнок. Так они увидели воочию, что мольба Худа عليه السلام принята. Когда и это чудо не подействовало на несчастное племя из-за их безрассудства, Всемогущий послал им засуху, и семь лет не было дождя. 

От голода погибла половина племени. В то время у всех, уверовавших и неверных, кого коснулись беды и несчастья, была традиция: отправляться в Мекку и там просить у Аллаха ﷻ избавления. И в племени ‘Ад тоже собралась группа людей, которых отправили в Мекку просить о дожде. Они увидели в небе три облака – красное, белое и чёрное. Голос свыше им посоветовал выбрать любое из трёх, и они, подумав, что чёрная туча означает дождь, выбрали её, ибо они шли просить о дожде. После этого чёрная туча полетела в Йемен. Племя ‘Ад очень обрадовалось, увидев эту тучу, но на неправедных, возжелавших дождя, могуществом Аллаха ﷻ был ниспослан ветер. Беспрерывно семь ночей и восемь дней бушевал ураган, который вырывал деревья с корнями, разрушал жилища, и не осталось никого, кто мог бы устоять на ногах. Сделав жизнь невыносимой и не умерщвляя их, Аллах ﷻ наказал великанов каменным дождём. Они оказались между жизнью и смертью, муки их были нестерпимы. Правоверные каждый день слышали их стоны из-под груд камней. Ветер, явившийся бедою для народа ‘Ад, не причинил вреда людям, уверовавшим в Худа عليه السلام. В то время как идолопоклонники переносили столько мук и страданий, правоверные, находящиеся среди них, уцелели. Из всего племени ‘Ад в живых не осталось никого, кроме людей, отправленных в Мекку. В возрасте 150 лет в местности Джабаль Ахкаф Худ عليه السلام перешёл в мир иной.

Гром, уничтоживший племя Самуд

 Чтобы возродить землю, опустошённую после гибели племени ‘Ад, Аллах ﷻ дал племени Самуд достаточно богатств, горы и степи заполнились их стадами. И они сделали в скалах пещеры,  чтобы укрыться от бед и несчастий, которые мог принести ураган, погубивший племя ‘Ад. Разбогатев, племя Самуд пошло по пути племени ‘Ад – они забыли Аллаха ﷻ, Его повеления и запреты и начали поклоняться идолам.

 И Аллах ﷻ отправил пророка Салиха عليه السلام призвать их к единобожию. Живя среди них в течение семидесяти лет, он учил их вере. После этого Аллах ﷻ сделал в их племени всё принадлежащее к женскому полу бесплодным, и даже деревья стали сохнуть. Тогда племя Самуд решило убить пророка عليه السلام, но тот спрятался от них в пещере и, уснув там, проспал сорок лет. Проснувшись, Салих عليه السلام вернулся к племени Самуд и каждый день призывал их на путь Аллаха ﷻ. Но из-за своего жестокосердия племя не приняло послания.

 Наконец, они поставили перед Салихом عليه السلام условие принятия веры: из расколовшейся скалы вывести верблюдицу с детёнышем. В ответ и Салих عليه السلام поставил перед ними условие: не причинять никакого вреда верблюдице и верблюжонку. Поскольку эта местность была маловодной, решили чередовать дни пользования колодцем верблюдами и племенем. Заключив договор, каждая из сторон обязалась выполнять условия. Салих عليه السلام совершил два рака‘ата намаза и обратился с мольбой к Аллаху ﷻ. Потом подошёл к скале и ударил по ней посохом Адама عليه السلام. Скала стала стонать, как роженица, и у всех на глазах из неё вышла верблюдица с детёнышем и отчётливо произнесла: «Ла иляха илля-Ллах, Сaлих – расулюллах» («Нет бога, кроме Аллаха ﷻ, и Салих عليه السلام – Его пророк»), хотя обычно животные не имеют дара речи. 

 Царь самудитов сразу после этого обнял Салиха عليه السلام, и вместе с ним многие из племени уверовали и пришли к единобожию. Верблюдица со своим детёнышем весь день гуляла, паслась в горах и на пастбищах, а к вечеру возвращалась в село. Она подходила к порогу каждого дома и давала молоко, а потом возвращалась к ночлегу, который находился в центре села, где была мечеть Салиха عليه السلام. Длина верблюдицы была семьсот локтей, а ширина – сто локтей, как передано Ибн ‘Аббасом. Так прошло значительное время. И племя жило беззаботно, и верблюжьего молока было вдоволь. Через некоторое время животные стали пугаться и убегать, когда верблюдица приходила к колодцу.

 К тому же появились лицемеры, которые не хотели мириться с тем, что через день колодец приходится уступать верблюдам. Среди них была непорядочная женщина по имени Кутам, у которой было много богатства и скота. Движимая завистью, она заманила к себе лицемера Мусди, и они решили тайком зарезать верблюдицу. И потом, собрав согласных с ними лицемеров, они совершили задуманное на пастбище. Хотели убить и детёныша, но тот исчез в скале. Так они нарушили договор с Аллахом ﷻ и не успокоились, пока не нашли себе погибель.

 Накинувшись на тушу верблюдицы, словно собаки, самудиты растерзали её в радости и веселье, сварили и пожарили мясо. Опечаленный Салих عليه السلام рассказал племени о признаках грядущей через три дня беды. Наутро у всех, кто ел мясо верблюдицы, лица стали красными, как гребешок петуха, а на следующий день – жёлтыми, и грешники испугались ещё больше, а на третий почернели, и смотрели они друг на друга, словно чёрные вороны. Это были те признаки, о которых предупреждал их Салих عليه السلام. Убедившись, что от беды не уйти, они решили убить Салиха м, но пророк عليه السلام с группой уверовавших ушёл в Палестину.

 На четвёртый день всё племя Самуд, завернувшись в саваны и оцепенев от страха, ожидало своей гибели, гадая, откуда же к ним придёт смерть, сверху (с небес) или снизу (с земли). Внезапно в небе раздался страшный гром, и все погибли на месте от разрыва сердца. Из тех, кто ослушался Аллаха ﷻ, нарушив договор, к рассвету в живых не осталось никого. Впоследствии пророк Салих عليه السلام отправился в Мекку и умер в возрасте ста восьмидесяти лет.

 Народ пророка Шуайба عليه السلام

Получив веление Всевышнего призывать людей к единобожию, Шу‘айб عليه السلام собрал народ Айки и Мадйана и призвал их к Исламу, сказав, что нельзя служить никому, кроме Всевышнего. Он объяснил им, что недовес и недомер, которыми они пользовались в торговле, являются харамом, и пригрозил им от имени Аллаха ﷻ. Но эти люди отказались оставить обычаи и верования, которые достались им от предков. В тот день после долгих безрезультатных споров они разошлись и собирались после этого ещё три дня. Но эти встречи ничего не дали, кроме усиления разногласий, после чего все вместе с Шу‘айбом عليه السلام отправились к правителям.

 Правители Мадйана и Айки – Абу Джадхавз (Абуджад), Калман, Са‘фас, Карашат – все в один голос попросили оставить их богов в покое. Они предложили Шу‘айбу عليه السلام остаться с ними и обещали поделиться с ним своим богатством и властью. Но Шу‘айб عليه السلام остановил их на полуслове и рассказал им о бедах, которые были ниспосланы на народы Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима и Лута (мир им всем). Тогда Калман поднялся и сказал: «Если дело обстоит так, как ты сказал, и ниспосылаются беды, сделай так, чтобы кусок неба упал на нас, чтобы заговорили наши идолы. Если они уверуют в тебя и засвидетельствуют твою правоту, мы беспрекословно последуем за тобой».

 Посланник Всевышнего عليه السلام подошёл к идолам и спросил: «Кто ваш Господь? Кто я?» – и весь народ вместе с Шу‘айбом عليه السلام стали ждать, как же они откликнутся. Идолы ясно ответили: «Наш Аллах ﷻ – это Всевышний, Который сотворил весь мир, а ты, о Шу‘айб عليه السلام, – посланник Аллаха ﷻ», – и опустили головы. Но тем людям этого показалось недостаточно, и они не сдержали слово, хотя не ожидали, что идолы засвидетельствуют правоту Шу‘айба عليه السلام. Тогда Всевышний наслал на них сильный ветер, и люди разбежались по домам, спасаясь от гибели.

 В тот день многие последовали за Шу‘айбом عليه السلام и пришли к единобожию. Это очень не понравилось Абуджаду. Он стал угрожать новообращённым, но Шу‘айб عليه السلام подбодрил их, сказав: «Не бойтесь его». Обескураженный Абуджад призвал своих помощников и велел собрать сильное войско, чтобы начать войну с последователями Шу‘айба عليه السلام. Убедившись в том, что они не прислушаются к доброму совету и не встанут на истинный путь, потерявший надежду Шу‘айб عليه السلام предстал перед Всевышним и сделал безжалостное ду‘а этому роду.

 В тот же час подул горячий ветер. Не выдержав его жара, люди в домах спустились в подвалы. Хотя Шу‘айб عليه السلام и пригрозил им, что на этом всё не закончится, племя продолжало упорствовать. Затем 
Всевышний послал на это племя множество мух, укус которых был смертельным. Это заставило их забыть о Шу‘айбе عليه السلام, ибо им теперь было не до вражды с ним. Затем Всевышний ниспослал на них ветер бедствий. Люди разбежались в поисках убежища, а Шу‘айб عليه السلام кричал им вслед: «Бегством вы не спасётесь, покайтесь!». Но их не вразумили беды, и не было у них другого ответа, кроме как: «Мы не верим тебе и твоему Аллаху ﷻ.

 Сколько бы бед ни посылалось, всё равно не поверим, увеличивай свои наказания!» Затем чёрная туча окутала племя, и весь мир для них стал темницей. Наползающий мрак нёс с собой невыносимый жар. Так их постиг неописуемый гнев Всевышнего. Пророку Шу‘айбу عليه السلام было ниспослано откровение, в котором ему было велено покинуть эти места вместе с уверовавшими. «Теперь посмотри, как их постигнет Мое наказание», – сказал ему Всевышний и дал знать, что они заслужили наказание. Чёрная туча окружила их невыносимой жарой и, словно приручаемых быков, довела до адских мучений; кожа на них сгорела, жар проникал в печень – ещё до Ада они вкусили адские муки.

 Голос ангела Джабраила عليه السلام, от которого затряслись земля и небо, усилил их муки и положил им конец, не оставив в живых никого. В то время как мушрики так мучились, те, кто последовал за Шу‘айбом عليه السلام, были словно на свадебном торжестве. Они видели всё, что происходило, но их самих ничего не коснулось. Имущество умерших поровну поделили между оставшимися в живых, уверовавшими в Аллаха ﷻ. И Шу‘айб عليه السلام со своей семьёй в радости и достатке до старости жил в Мадйане.

 Напоминания о былом

Всевышний не спешит с наказанием Своих рабов. История показывает, что каждому народу неоднократно проявлялись знамения Аллаха ﷻ, дабы люди могли одуматься и раскаяться. Пророки пытались наставить заблудших и грешных людей десятки, а то и сотни лет, и только когда не оставалось никаких шансов на их благоразумие – беда в виде потопа, сильного ветра или землетрясения стирала непокорный народ с лица земли. 

Современные аномалии природы, как отголоски былых катастроф, служат нам напоминанием, насколько мы беззащитны и к чему может привести наше упорство в ослушании Создателя. Пусть Всевышний ﷻ простит нам наши грехи и убережёт от зла и смуты этого мира. Воистину милость и милосердие Всевышнего Аллаха ﷻ безграничны, и мы не оставляем надежды на Его прощение. 

АНСАР РАМАЗАНОВ, САИДМУХАММАД КУРБАНОВ

Подготовлено по книге шейха Саидаафанди Чиркейского «История пророков»