27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Ахмад бин Зайни Дахлян Аль-Макки (1232–1304 / 1817–1886)

Продолжение. Начало в предыдущих номерах

Плодоносное дерево

  Господь с самого начала его жизни заботился о нём, наставил его на путь блага и добра. Одним из проявлений заботы о нём было то, что Творец переселил нашего господина шейха Усмана из Египта в великую Мекку ради духовного воспитания и обучения религиозным наукам шейха Ахмада бин Зайни Дахляна. Причиной его переселения, по словам самого шейха Усмана, послужило следующее.

 Однажды ему приснился величественный сон, о котором он поведал так: «Я находился в макаме (на стоянке) нашего господина аль-Хусайна в состоянии между сном и бодрствованием. И я увидел, что я прибыл в досточтимую Мекку и вошёл в Заповедную Мечеть. Я посадил в ней дерево; прошло немного времени, как оно разветвилось, заполнило собой мечеть аль-Харам, принесло плоды, которые поспели».

 Когда он прибыл в Мекку и начал преподавать, занятия стали посещать многие знатные люди. Среди них больше всего пользы из обучения у шейха извлёк господин Ахмад бин Зайни Дахлян, поэтому шейх говорил ему: «Ты, о господин Ахмад, то дерево, которое я увидел во сне». Затем растолковал ему этот сон, сказав, что через него знания распространятся и пройдут сквозь века до Судного дня, и пользу от них получат и избранные, и простолюдины, и эти знания приблизят его к Господину всего человечества.

И действительно, Всевышний Аллах осуществил сон шейха Усмана и его чаяния и надежды. За три года до своей кончины он даже оставил преподавание, назначил вместо себя господина Ахмада для обучения благородных студентов и повелел ему прочитать «Сахих альБухари» и завершить чтение книги «Хашия асСаббан», по которой сам преподавал ученикам. И его занятия стали посещать многие достойные и видные люди. Только посмотрите на это указание! Действительно, Ахмад унаследовал всё, чем владел его шейх из наук, познания Аллаха ﷺ и ясных чудес – караматов, и даже превзошёл его в достоинствах, похвальных достижениях, многочисленных произведениях и распространении знаний. Его учениками стала большая часть тех, кто находился в Заповедной Мечети, и не только. Его знания распространились и в других странах и принесли огромную пользу. К нему перешло главенство среди учёных-богословов досточтимой Мекки и право на вынесение фетв по шафиитской богословско-правовой школе.

 Ахмад также глубоко изучил и фикх по школе великого имама Абу Ханифы. Ему принадлежала большая заслуга во всех четырёх богословско-правовых школах Ислама. Часто бывало, что ему задавали вопросы, на которые он отвечал согласно четырём школам так, что ответ приносил удовлетворение и исцеление для сердец. К концу его жизни правители, если случалось какое-либо событие, происшествие, не обращались ни к кому из славных учёных, кроме него.

 Он обучал учащихся и воспитывал мюридов делом, примером и словом. Наиболее преуспевающим студентам он поручал обучать других тому, чем они сами владеют, и вскоре мечеть была переполнена студентами и знатными учёными. Он сам ходил к кочевым арабам, проживавшим в окрестностях Мекки, чтобы обучать их Корану и тому, что они обязаны знать из религии и мирской жизни. Он тратил на них огромные финансовые средства.

 Однажды он со своим служащим и некоторыми достойными учёными поехал в деревни, расположенные вокруг Таифа, и шейх стал безвозмездно предлагать свои услуги племенам, побуждать их к повиновению Аллаху ﷺ и Его Посланнику ﷺ, обучать тому, в чём они нуждаются из вероубеждения и религиозных постановлений. Тогда к нему устремились племена и из других сторон, так, что когда он желал перебраться из одного населённого пункта в другой, то жители второй деревни шли ему навстречу с радушием и довольством, слушались его и повиновались ему, следовали его велениям и претворяли их в жизнь. Те, кто побывал в этих поездках с нашим господином, стали свидетелями многочисленных сверхъестественных явлений.

 Во время этих путешествий он прикладывал огромные усилия, чтобы правители и главы оказали ему помощь в достижении его цели в деле обучения и распространения истинной религии. Он велел им строить мечети для поклонения Творцу и сам помогал им денежными средствами. Затем он направлял в эти населённые пункты учёных-правоведов, чтобы те обучали жителей основам религии и установлениям Шариата.

 В итоге число таких учёных достигло шестидесяти, в каждой деревне был богослов, который в течение нескольких лет провозглашал там призыв к намазу и возглавлял коллективно предписанные молитвы. Вначале шейх сам содержал этих учёных, из-за чего на нём были большие долги. Впоследствии государство (халифат) установило для них достаточное ежемесячное жалованье. И, хвала Аллаху ﷻ, благодаря его благодати религия распространилась в этих областях, благодаря ему покаялось множество грешных людей, а количество детей, которые выучили священный Коран, достигло восьмисот человек, и также было много тех, кто ещё полностью не выучил его.

 Некоторые из них стали усердно изучать науки, шейх специально для них даже написал книгу по грамматике арабского языка, издал её на свои средства и раздал учащимся. Словом, шейх, да смилуется над ним Аллах ﷺ, проявлял огромную заботу об этих учёныхправоведах. Он говорил некоторым из них: «Никогда не бойтесь ничего. Если вы в любом деле окажетесь в стеснённом, затруднительном положении, то взывайте ко мне и ищите помощи посредством меня, воистину я помогу вам».

 Так, когда один из них оказался в пустыне, его охватила такая сильная жажда, что он был близок к погибели. Тут он вспомнил слова наставника и громко воззвал: «О наш господин и шейх асСаййид Ахмад Дахлян, напои меня, ибо, поистине, я сейчас близок к гибели!». Как только он завершил зов, случилось так, что в него словно влили воду и напоили, и так Аллах  избавил его от жажды и бедственного положения.

 Наш господин говорил, что дело обучения кочевых арабов и их призыв к Всевышнему понуждает его ходить к правителям, потому что учёные-богословы обязаны повелевать творить благое и предостерегать от порицаемого, а правители – приводить в исполнение эти веления и предостережения и подчинять им народ. Учёным же нельзя отказываться от этого, ибо Господь обязал их обучать других, Он не брал с невежд обет о том, что они будут учиться, пока не взял обет с учёных о том, что они будут обучать. И завтра, в день Суда, когда все мы предстанем перед Творцом, Он не примет оправдания: «Я сидел дома и наставлял и обучал примером (состоянием) и словом каждого, кто приходил ко мне». Некоторые в своё оправдание говорят: «Посещать правителей запрещено, и входящий к ним – отчаявшийся вор».

 Однако они не ведают, что, как сказал имам аль-Газали и другие учёные, визиты к власть имущим и правителям запретны в следующем случае: если учёный прибегает к их помощи для нанесения вреда мусульманам, предпочтения мирской жизни вечной жизни. Если же визит имеет своей целью принесение блага рабам Аллаха ﷺ, улучшение их состояния, то он не запретен, а напротив, обязателен для учёных-богословов и людей, отрешённых от мирских услад.

 Шейх также отмечал: «Мой покойный шейх Усман велел мне ходить к знатным людям, власть имущим для распространения знаний среди них и обучения их детей и последующих поколений. Он говорил: “Знания во всех людях хороши, однако в правителях и главах – лучше. Потому что если они исправятся, то исправятся и их подданные, а их исправление возможно благодаря знаниям и размышлениям. Этим и узнаётся превосходство учёных над другими рабами Аллаха ﷻ учёные помогают им (власть имущим) в распространении знаний и удержании от порочности, падения нравов”. И я последовал велению моего шейха, да смилуется над ним Аллах ﷻ, и стал посещать правителей с таким намерением».

 Только посмотрите на благородные цели этого имама-предводителя, которые он преследовал, когда посещал аристократию и правителей! Благодаря его искреннему намерению Всевышний Аллах так озарил знаниями детей власть имущих, что некоторые из них достигли уровня больших учёных и принесли огромную пользу богословам и студентам, о которых они проявляли большую заботу. И всё это благодаря нашему господину, да воздаст ему Аллах ﷻ от Ислама и мусульман наилучшим образом!

 МУХАММАД ГАДЖИЕВ АЛЬ-ИНЧХИ