29 марта
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.01.2020 (по Ханафи)

1. – Сказано ли в книгах чтолибо о протирании глаз пальцами при упоминании имени Пророка Мухаммада ﷺ во время азана? 2. – Слышал, что соболезновать родственникам умершего можно только в течение трёх дней. А с какого момента отсчитывать эти дни: со времени смерти или со времени захоронения? 3. – Какой размер аврата (запретной части тела), если он случайно раскрылся, не нарушает намаза? 4. – Являются ли махрамами отчим или мачеха для падчерицы и пасынка? 5. – Обязательно ли женщине участвовать в праздничном намазе? 6. – Когда имам вступает в намаз и говорит: «Аллаху Акбар!», должен ли следующий за имамом ждать, пока он произнесёт до конца «Аллаху Акбар!», и только потом вступить в намаз? 7. – Можно ли работать на производстве мясных продуктов, где используется в том числе и мясо свиньи? 8. – Может ли невестка ходить перед свёкром без головного убора? 9. – Нарушится ли омовение, если я подмою ребёнка? 10. – Пожилой человек читает обеденный намаз вслух, чтобы не путать ракааты. Не порицаемо ли это? 11. – Нарушается ли омовение, если, когда ехал в машине, на несколько секунд задремал? 12. – В какое время совершают тахаджуд-намаз и сколько ракаатов? 13. – Человек совершил коллективный намаз в мечети. Пришёл домой и по забывчивости совершил его ещё раз уже с женой. И вспомнил, что уже совершал фарз, лишь после его завершения. Считается ли второй намаз действительным и действителен ли намаз жены?

1. – Сказано ли в книгах чтолибо о протирании глаз пальцами при упоминании имени Пророка Мухаммада во время азана?

– В книге «Хашияту ибн Абидин» сказано: «Является желательным слушающему азан, услышав первое свидетельство, что Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ, сказать следующие слова: “Саллаллаху аляйка йа расуляллах”.

 

А при втором свидетельстве сказать: “Каррат айнибика йа расуляллах”. Затем, приложив большие пальцы ногтями к глазам, сказать: “Аллахумма маттини би-ссами вальбасари” (смысл): “О Аллах ﷻ, надели меня хорошим слухом и зрением”). Поистине, Посланник Аллаха ﷺ станет для него путеводителем в Рай». Так же об этом сказано в комментарии имама Тахтави к «Мараки аль-Фалях».

 

2. – Слышал, что соболезновать родственникам умершего можно только в течение трёх дней. А с какого момента отсчитывать эти дни: со времени смерти или со времени захоронения?

– В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Время соболезнования (тазият) начинается с момента смерти человека и длится три дня. По прошествии этого времени выражать соболезнование нежелательно, кроме того случая, когда тот, кто хочет это сделать, или же тот, кому выражают соболезнование, отсутствовал в течение тех трёх дней.

 

В этом случае допускается выразить соболезнование тогда, когда представится возможность. Предпочтительнее выражать соболезнование после захоронения, чем до него. Если же скорбь родственников будет сильной, то лучше выразить соболезнование ещё до захоронения. Желательно выразить его всем родственникам покойного: взрослым, молодым, мужчинам, женщинам.

 

Исключением является юная девушка. Ей соболезнование выражают только женщины, а из мужчин – близкие родственники (махрамы). Желательно выразить соболезнование следующим образом: «Да простит Аллах ﷻ грехи покойного, и окажет ему Свою милость, и даст вам терпение в этой беде, и воздаст на том свете».

 

3. – Какой размер аврата (запретной части тела), если он случайно раскрылся, не нарушает намаза?

– Намаз становится недействительным, если обнажится больше четверти скрываемой части тела, в том случае, если её сразу не прикрыли. Всё, что меньше одной четверти, намаз не нарушает. Каждая часть тела рассматривается по отдельности. Например, щиколотка и голень – это одна часть тела, а колено и бедро – разные. («Марак аль-Фалях»)
 

4. – Являются ли махрамами отчим или мачеха для падчерицы и пасынка?

– Жена отца, то есть мачеха, является махрамом для пасынка. Отчим также является махрамом для падчерицы, если у него состоялась супружеская близость с её матерью или действительное уединение (то есть даже если не было близости, а просто остались наедине). Действительное уединение происходит при условии, что:

1) не было физических препятствий для близости, например болезни у одного из супругов, препятствующей близости;

2) не было естественных препятствий, таких как нахождение рядом третьего лица;

3) не было шариатских препятствий, например, человек вступил в хадж или умру (малый хадж);

4) место не было подходящим для близости, например, мечеть, дорога и т. п.;

5) если один из супругов во время уединения соблюдал обязательный пост или был в намазе. 

То есть уединение должно быть таким, при котором возможна близость без каких-либо препятствий. А это значит, что если муж дал развод жене сразу после никяха до свершения близости или уединения, то тогда он для падчерицы не является махрамом. То есть он будет для неё посторонним человеком. («Радд аль-Мухтар»)
 

 

5. – Обязательно ли женщине участвовать в праздничном намазе?

– Праздничный намаз обязателен (ваджиб)  для всех, кто должен присутствовать на пятничном (джума) намазе. Джума-намаз, как мы знаем, не является ваджибом для женщин, значит, и участие в праздничном намазе для них также не является ваджибом. («Ал-Любаб фи шарх аль-Китаб»)
 

 

6. – Когда имам вступает в намаз и говорит: «Аллаху Акбар!», должен ли следующий за имамом ждать, пока он произнесёт до конца «Аллаху Акбар!», и только потом вступить в намаз?

– По мнению имама Абу Ханифы, желательно вступать в намаз вместе с имамом, не опережая его. Его ученики Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что желательно следующему за имамом чуть отставать от него во вступительном такбире («Аллаху Акбар!»). А именно в момент, когда имам завершит слово «Акбар», – с произнесением последней буквы (р), – молящийся начинает говорить «Аллаху Акбар!». Всё это касается того, как лучше совершить вступление, но допустимы оба способа. («Марак аль-Фалях»)
 

7. – Можно ли работать на производстве мясных продуктов, где используется в том числе и мясо свиньи? 

– Если вы имеете непосредственное отношение к производству продукции из свинины, то вам нельзя работать там, так как тем самым вы способствуете производству и продаже продукции из недозволенного мяса.
 

 

8. – Может ли невестка ходить перед свёкром без головного убора?

– Да, Шариат дозволяет это, так как он является для неё махрамом (категория людей, между которыми запрещён брак).

 

9. – Нарушится ли омовение, если я подмою ребёнка?

– По ханафитскому мазхабу, прикосновение ладони к половым органам омовение не нарушает.

 

10. – Пожилой человек читает обеденный намаз вслух, чтобы не путать ракааты. Не порицаемо ли это?

– Любой человек, совершающий намаз не в роли имама, может читать его шёпотом или вслух. Если же человек является имамом в молитве, то он обязан (ваджиб) читать вслух утренний, вечерний и ночные намазы и, наоборот, – шёпотом: обеденный и предвечерний намазы. 

11. – Нарушается ли омовение, если, когда ехал в машине, на несколько секунд задремал?

– Если человек задремлет или даже уснёт сидя, но при этом его ягодицы будут плотно прижиматься к сиденью, так что газы из кишечника не смогут выйти, то омовение не нарушается. Если же седалище прижато не плотно или же человек задремал лёжа, то здесь надо рассматривать дополнительные моменты.

 

Если человек слышал то, что говорят возле него, то это считается лёгкой дремотой и она не нарушает омовения. Если же он не слышал того, что говорят возле него, то это считается глубокой формой дремоты, и это нарушает омовение. («Марак аль-Фалях», «Хашияту ибн Абидин»)
 

12. – В какое время совершают тахаджуд-намаз и сколько ракаатов?

– Время для тахаджуд-намаза начинается после совершения ночного намаза и продолжается до времени утреннего азана. По мазхабу имама Абу Ханифы, не является условием совершать этот намаз после сна, как это является условием по мазхабу имама аш-Шафии.

 

Лучшим временем для тахаджуд-намаза является вторая половина ночи или последняя её треть. Минимальное количество ракаатов – два, а максимальное – восемь, согласно тому, что передано от Пророка ﷺ, не считая трёх ракаатов витр-намаза. Однако это не значит, что нельзя совершать больше восьми ракаатов. Кто хочет, может совершать больше, и это будет добровольным намазом.(«Радд аль-Мухтар»)

13. – Человек совершил коллективный намаз в мечети. Пришёл домой и по забывчивости совершил его ещё раз уже с женой. И вспомнил, что уже совершал фарз, лишь после его завершения. Считается ли второй намаз действительным и действителен ли намаз жены?


– Если человек совершил обязательный намаз (фарз), то его повторное совершение будет считаться дополнительным намазом (нафиль).

Поэтому намаз жены не будет действительным, поскольку одним из условий следования за имамом должно быть то, чтобы его намаз не был меньше по степени, чем намаз того, кто за ним следует. А в данном случае обязательный намаз совершался за тем, кто выполнял дополнительный намаз. («Марак аль-Фалях», «Хидая», «Хашияту ибн Абидин»)


МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ