18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

Как защитить свои права?

Сегодня каждый из нас так или иначе является потребителем в рамках того определения этого понятия, которое даёт нам Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Согласно Закону, гражданин является потребителем не только когда он что-то приобретает или использует, но и когда лишь ощущает потребность в каком-то товаре, результате работы или услуге и выбирает, как эту потребность лучше реализовать.

Большинство наших сограждан знакомы с Законом «О защите прав потребителей», однако мало кто пытается изучить и проникнуть в смысл норм этого Закона, тем самым грамотно отстояв свои права в неприятных ситуациях, в которых может оказаться каждый из нас. 
Рассмотрим несколько подобных случаев.

 

Продукты питания

Купила в магазине сливочное масло. Дома обнаружила сверху плесень. Срок годности ещё не истёк. Чек, как обычно, не взяла. Что делать? Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований в связи с недостатком товара (п. 5 ст. 18 Закона).

 

При обнаружении в продовольственном товаре недостатка вы вправе потребовать возврата уплаченных за него денег или замены его на такой же либо другой аналогичный товар, с перерасчётом. Обратитесь к продавцу, который, скорее всего, удовлетворит ваше требование, поскольку речь может идти не о единичном случае, а о целой партии непригодного к употреблению продукта. Также вы можете сообщить об этом в территориальное управление Роспотребнадзора.

 

Одежда

Могу ли я сдать обратно в магазин футболку, которая сильно линяет и оставляет краску на теле, на основании того, что это брак? Чек имеется. Некачественная прокраска является производственным дефектом, поэтому основания для возврата имеются.

 

Пишите и вручайте продавцу претензию на основании ст. 18 Закона об отказе от исполнения договора купли-продажи с требованием возврата уплаченной суммы в течение 10 дней. Продавец должен в течение 10 дней 
отреагировать на вашу претензию (ст. 22 Закона).

 

Мебель

Была заказана мебель (кровать, диван и т.д.), сделана предоплата в размере 30%. Мебель привезли, за что мной было доплачено до полной суммы договора. Уже в первый день сборки выявилась некачественная работа сборщиков – на поверхностях появились царапины и сломы. На следующий день приостановили сборку и сообщили фирме.

 

Фирма никаких мер не предпринимает. На что мы можем рассчитывать?

Согласно ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

– возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

 

В соответствии со ст. 30 Закона недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Вы можете предъявить письменную претензию исполнителю с требованием устранить недостатки, например, в срок до 15 дней. Если исполнитель сумеет исправить мебель до устраивающего вас состояния, то на этом можно будет остановиться.

 

В случае если исполнитель не успеет устранить недостатки, тогда на основании ст. 29 Закона вы будете вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков. Потребители часто сталкиваются с проблемами при покупке продуктов питания. Однако мало кто обращается за защитой своих прав ввиду незначительности покупки и потери времени.

 

Более значительный имущественный ущерб может случиться при покупке одежды, мебели, бытовой техники. Каждый возникший случай по своему характеру является индивидуальным, однако в подобных ситуациях можно воспользоваться советами, указанными выше. Изучайте свои права и знайте, на что можете рассчитывать. Это позволит вам своевременно защитить свои права и не остаться в убытке. 

 

КИЛАС ШАХБАЗОВ
ПРАКТИКУЮЩИЙ ЮРИСТ