Как защитить свои права?
Большинство наших сограждан знакомы с Законом «О защите прав потребителей», однако мало кто пытается изучить и проникнуть в смысл норм этого Закона, тем самым грамотно отстояв свои права в неприятных ситуациях, в которых может оказаться каждый из нас.
Рассмотрим несколько подобных случаев.
Продукты питания
Купила в магазине сливочное масло. Дома обнаружила сверху плесень. Срок годности ещё не истёк. Чек, как обычно, не взяла. Что делать? Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований в связи с недостатком товара (п. 5 ст. 18 Закона).
При обнаружении в продовольственном товаре недостатка вы вправе потребовать возврата уплаченных за него денег или замены его на такой же либо другой аналогичный товар, с перерасчётом. Обратитесь к продавцу, который, скорее всего, удовлетворит ваше требование, поскольку речь может идти не о единичном случае, а о целой партии непригодного к употреблению продукта. Также вы можете сообщить об этом в территориальное управление Роспотребнадзора.
Одежда
Могу ли я сдать обратно в магазин футболку, которая сильно линяет и оставляет краску на теле, на основании того, что это брак? Чек имеется. Некачественная прокраска является производственным дефектом, поэтому основания для возврата имеются.
Пишите и вручайте продавцу претензию на основании ст. 18 Закона об отказе от исполнения договора купли-продажи с требованием возврата уплаченной суммы в течение 10 дней. Продавец должен в течение 10 дней
отреагировать на вашу претензию (ст. 22 Закона).
Мебель
Была заказана мебель (кровать, диван и т.д.), сделана предоплата в размере 30%. Мебель привезли, за что мной было доплачено до полной суммы договора. Уже в первый день сборки выявилась некачественная работа сборщиков – на поверхностях появились царапины и сломы. На следующий день приостановили сборку и сообщили фирме.
Фирма никаких мер не предпринимает. На что мы можем рассчитывать?
Согласно ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
– возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
В соответствии со ст. 30 Закона недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Вы можете предъявить письменную претензию исполнителю с требованием устранить недостатки, например, в срок до 15 дней. Если исполнитель сумеет исправить мебель до устраивающего вас состояния, то на этом можно будет остановиться.
В случае если исполнитель не успеет устранить недостатки, тогда на основании ст. 29 Закона вы будете вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков. Потребители часто сталкиваются с проблемами при покупке продуктов питания. Однако мало кто обращается за защитой своих прав ввиду незначительности покупки и потери времени.
Более значительный имущественный ущерб может случиться при покупке одежды, мебели, бытовой техники. Каждый возникший случай по своему характеру является индивидуальным, однако в подобных ситуациях можно воспользоваться советами, указанными выше. Изучайте свои права и знайте, на что можете рассчитывать. Это позволит вам своевременно защитить свои права и не остаться в убытке.
КИЛАС ШАХБАЗОВ
ПРАКТИКУЮЩИЙ ЮРИСТ