Раб, познавший истину

Салман аль-Фариси رضي الله عنه «Если бы иман (вера) находился на звезде Плеяды, то достать его смогли бы такие люди, подобные этим», – сказал Посланник Аллаха ﷻ, возложив руку на Салмана. Мы хотим поведать историю, которая полностью соответствует действительности. Предоставим это сделать самому Салману аль-Фариси رضي الله عنه, чтобы рассказал обо всём, что он испытывал на пути познания Истины.

статья опубликована в номере: 42 (583) / от 15 сентября 2019 (Мухаррам 1441 г.)
93

«Родом я из Исфахана (город в Иране), юношей проживал в селе Джаййан. Я был сыном старосты огнепоклонников, который был богатейшим и авторитетным среди единоверцев. Мой отец очень любил меня, и с каждым днём его любовь и забота обо мне становились всё больше и больше.

 

Он даже закрывал меня дома, не давая выйти на улицу, боясь за меня, подобно тому, как закрывают красивых девушек. При этом я старательно соблюдал обряды религии огнепоклонничества и был назначен блюстителем огня, которому мы поклонялись. Мой отец держал богатое поместье.

 

И как-то он мне сказал: «Отправляйся в поместье, но не задерживайся там; когда ты опаздываешь, мной всё предаётся забвению». Немедленно я выступил в путь. И через определённое время увидел христианскую церковь близи дороги. Проезжая мимо, я услышал молящихся людей и их голоса.

 

Некоторое время я наблюдал за ними и сказал самому себе: «Эта религия лучше нашей!» В итоге я пробыл в церкви долгое время, до захода солнца, так и не добравшись до имения отца. Мне пришлась по нраву религия этих людей, и я задал им вопрос: «Где находится корень вашей религии?» – «В Шаме (в наши дни это территория Палестины, Ливана, Иордании и Сирии)», – ответили мне.

 

К вечеру отец прислал за мной гонца, и я вернулся домой. Я сказал отцу: «Отец! Мне понравилась христианская религия, она лучше, чем наша!» На что мой отец воскликнул: «Религия твоих предков, твоего народа гораздо лучше!» – «Нет, вовсе нет!» – возразил я отцу.

 

Отец испугался того, что я говорил, и заточил меня. Более того – он надел кандалы мне на ноги, чтобы я не смог убежать. Но вскоре мне попалась удобная возможность, и я втайне от отца попросил одного из людей передать христианам: «Если вы или кто-то из ваших людей отправится в Шам, непременно оповестите об этом меня».

 

В итоге я попросту сбежал от отца и отправился с христианами в Шам. Приехав, я направился к главному учёному христиан – епископу. Придя к нему, я сказал: «Я бы хотел рядом с тобой молиться Господу и прислуживать тебе».

 

Епископ согласился. Но вскоре выяснилось, что он был плохим человеком: призывая прихожан к пожертвованиям, сам же присваивал их деньги. Ему удалось собрать семь кувшинов с золотыми монетами и серебром. Но вскоре он умер.

 

После смерти епископа я рассказал христианам, чем занимался их предводитель. На меня стали кричать и обвинять во лжи. Но я показал им место, где этот епископ прятал свои деньги. Христиане разгневались и решили не хоронить епископа, а распяли на столбе, после чего закидали камнями.

 

После него был избран епископом совершенно другой человек. Этот человек был отрешён от всего мирского, очень набожный, благочестивый, праведный и любящий потусторонний мир. Я привязался к нему и полюбил его. А когда он уже умирал, я спросил его: «Дайте мне совет, с кем мне быть после вас?» Тот ответил: «Иди к такому-то учёному, который проживает в Мосуле (северная часть Ирака). С ним у нас одно общее дело».

 

Когда мой хозяин умер, я направился к человеку из Мосула, и он принял меня. Ему я также служил до его смерти. Когда он умирал, я спросил: «Что мне делать дальше, к кому идти?» Он мне ответил: «Знаю одного человека, который подобен нам. Ты найдёшь его в Амирийя (город в Римской империи). Ступай к нему».

 

Я пришёл к нему и поведал свою историю. Он меня принял. У этого человека я заработал некоторое количество денег и купил на них овец и коров. А через некоторое время и моего нынешнего хозяина постигла та же участь, что и прежних, – смерть.

 

Перед его кончиной я обратился к нему, спросив, к кому мне пойти теперь. И мой нынешний хозяин ответил, что не знает никого на Земле, кто мог бы принять меня. Но наступило время, когда на землях арабов должен появиться пророк, который будет проповедовать религию Ибрахима (Авраама) .

 

Признаком истинности его пророчества является то, что он будет вынужден покинуть родину, переселившись в город, где среди чёрных скал растут пальмы. Этот пророк станет обладать отличительными чертами. У него печать пророчества будет на спине, между лопатками. И он будет есть только то, что ему дарят, из пожертвований же он ничего не съест.

 

«Если сможешь идти к нему, то ступай», – завещал мне мой учитель. И, сказав так, покинул этот мир. Вскоре неподалёку проходила группа арабских купцов, которые были из племени Килаб. Я попросил их взять меня с собой, дав взамен овец и коров. Согласившись, они взяли меня в попутчики. Через какое-то время мы достигли долины под названием «Кура», но там они вероломно продали меня в рабство человеку из числа иудеев.

 

У этого иудея я оставался до тех самых пор, пока не приехал к нему его двоюродный брат из племени Курайза. Он купил меня у своего родственника-иудея, и мы с ним направились в Ясриб (Медину). Я увидел неподалёку пальмы и понял, что это то самое место, о котором мне говорил мой бывший праведный хозяин.

 

Новый хозяин возложил на меня работу в финиковом саду. Посланник Аллаха ﷻ в это время призывал людей к Исламу в Мекке, но я ничего об этом не знал, будучи в рабстве. Вскоре Пророк  переселился в Медину, остановившись неподалёку, у рода Амр бин аль-Аса.

 

Однажды я работал в саду, находясь на макушке пальмы, и увидел внизу, как к моему хозяину подошёл человек и сказал, что в Медину прибыл человек из Мекки, именующий себя пророком. Меня охватила сильнейшая дрожь, как только я услышал эти слова, и я чуть было не свалился с пальмы. Спустившись, я попытался расспросить об этом человеке, но мне ответили: «Тебе-то какое до этого дело? Возвращайся к своей работе! »

 

Когда наступил вечер, я взял пару десятков фиников, полученных мной, и направился в Куба. Подойдя к человеку, называющему себя пророком, я сказал: «Вот финики, полученные мной за мою работу. И я хочу раздать их как пожертвование. Я слышал от людей, что ты человек хороший, праведный и что у тебя есть товарищи, которые нуждаются в еде. Я считаю вас теми, кому эти финики нужны как никому другому».

 

Я пододвинул к нему финики, и он сказал своим товарищам: «Ешьте», но сам есть так и не стал. И я сказал себе, что это – первый из признаков. Я ушёл и вернулся к нему, собрав финики ещё раз, в то время, когда он собирался вместе со своими товарищами покинуть Куба, направляясь в Медину. Подойдя к нему ближе, я сказал: «Я дарю эти финики тебе как подарок и хочу оказать тебе этим самым почёт».

 

Он одарил финиками своих товарищей и сам поел вместе с ними. И я сказал себе, что вот и второй признак. Я вернулся к нему в третий раз, когда он со своими товарищами отправлялся на кладбище, чтобы похоронить одного из товарищей. Я поздоровался с ним и, подойдя ближе, старался взглянуть на его спину, желая рассмотреть печать пророчества.

 

Узнав о моём желании, Пророк ﷻ взял своё одеяние и приподнял, чтобы я смог увидеть печать пророчества между его лопаток. Я заплакал и бросился к нему, целуя его благословенную спину. Он успокоил меня, посадил перед собой.

 

Я рассказал Пророку ﷻ свою историю. Видя, с каким трепетом я рассказываю о своей жизни, сподвижники тоже стали прислушиваться ко мне, спокойно усаживаясь вокруг нас. Посланник Аллаха ﷻ вместе со сподвижниками пришли в восхищение от всего услышанного». 

 

Салман уль-Фариси رضي الله عنه – один из наиболее почитаемых сподвижников Пророка ﷻ. Он стал ярким примером для подражания многим людям, да и всей мусульманской общине. Он был отрешён от мирского как никто другой, искренне поклоняясь Всевышнему, был обладателем совершенного ума, распространяя Ислам посредством праведности и красивого нрава.

 

Посланник Аллаха ﷻ  назвал его человеком из своего семейства, тем самым дав ему высокую оценку. Как мы видим, основной причиной принятия им Ислама стало его стремление найти Истину. Он искал её в нескольких учителях, следуя от одного к другому.

 

Он распознал Пророка Мухаммада ﷻ по признакам, о которых узнал от последователей прежних священных писаний, таких как Евангелие и Тора. А когда осознал, что этот человек и есть истинный Пророк Аллаха ﷻ, то немедленно уверовал в него всей душой и стал ему крепкой опорой.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Жизнь и богословское наследие Абу Ханифы

Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит (699—767 гг. по григорианскому календарю и 80—150 гг. по хиджре) – известный правовед

Авензоар – врач в третьем поколении

Имя Авензоар было известно каждому врачу и целителю средневековой Европы, а его книги считались лучшими

Человек, поспоривший с Авиценной

Имя арабского учёного-энциклопедиста, врача и путешественника Абд уль-Латифа ибн Юсуф аль-Багдади мало

Аверроэс – философ или врач?

Абу-ль Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд родился в 1126 году в Кордове. Отец, а раньше и дед человека, ставшего