25 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Ханафи)

1. В чём разница между тавафом аз-зийара и прощальным тавафом? 2. В чём разница между тавафом аз-зийара и прощальным тавафом? 3. Если в животе зарезанного животного найден плод, то как с ним быть? 4. Перечислите основные действия в день жертвоприношения 5. Если режущий забыл произнести имя Аллаха ﷻ, когда резал животное, то можно ли есть мясо этого животного? 6. Что запрещается и что разрешается в состоянии ихрама? 7. Если овцу зарезать со стороны затылка, можно ли её есть?

1. В чём разница между тавафом аз-зийара и прощальным тавафом? 

Таваф аз-зийара – это предписанный таваф хаджа, его нужно совершить в течение трёх дней начиная от восхода солнца в день жертвоприношения и до захода солнца двенадцатого дня (Зуль-Хиджа), но лучше сделать это в день жертвоприношения. После совершения этого тавафа паломник освобождается от всех запретов ихрама хаджа.

 

Если паломник не совершал ас-са’ю – прохождение между холмами ас-Сафа и аль-Марва – после тавафа аль-кудум (приветственный таваф прибытия в Мекку), то он совершает ас-са’ю после тавафа аз-зийара. Если паломник совершил таваф аз-зийара лишь после захода солнца двенадцатого дня, то, по мнению Абу Ханифы, он обязан принести в жертву животное, а два его ученика сказали, что если он совершит таваф позже, то на него ничего не возлагается.

 

Прощальный таваф

После того как паломник вернулся в Священную Мекку на двенадцатый или на тринадцатый день после бросания камешков, на нём остаётся совершение последнего обряда хаджа – прощальный таваф. Его также называют таваф ас-садр, и он обязателен для тех, кто живёт за границами микатов (определённые места для вступления в хадж).

 

После возвращения в Мекку паломнику разрешается совершить прощальный таваф и вернуться на родину, но если он не может выехать из Мекки по некоторым своим делам, то он может оставаться там сколько пожелает. Если паломник совершил таваф после тавафа аззийара, то он будет считаться прощальным тавафом, даже если он совершал его с намерением совершить дополнительный таваф. Но для него предпочтительным будет отложить прощальный таваф до того времени, как он отправится в путь на родину.
 

 

2. В чём разница между тавафом аз-зийара и прощальным тавафом? 

При закалывании животного должны быть перерезаны горло с пищеводом и две артерии. 

 

3. Если в животе зарезанного животного найден плод, то как с ним быть?

Если плод обнаружили мёртвым, то есть его мясо нельзя. Если же он живой, то можно его зарезать и съесть его мясо.

 

4. Перечислите основные действия в день жертвоприношения

Желательно в день жертвоприношения совершить полное омовение, умаститься благовониями, отложить приём пищи на время после намаза и направиться к молитвенным местам, читая такбир («Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илля Ллаху ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхи аль-хамд»). Праздничный намаз дня жертвоприношения совершается в два ракаата, так же как и намаз праздника разговения.

 

Совершаются две проповеди, в которых обучают людей правилам жертвоприношения и такбирам ат-ташрик (последующие дни после праздника). Если произойдут оправдывающие обстоятельства, не дающие людям совершить намаз в этот день, то они вправе совершить его на следующий день и последующий день, но не более.

 

Время произнесения этих такбиров начинается сразу после утреннего намаза дня Арафа, а заканчивается сразу после предвечернего намаза дня жертвоприношения, так считал Абу Ханифа. Два же его ученика сказали: «Их время заканчивается сразу после предвечернего намаза последнего дня ташрика», и фетва основана на их мнении. Эти такбиры обязательны для каждого, кто совершил любой из пяти предписанных намазов или пятничный намаз, и он произносит их сразу после произнесения приветствия. («Ад-Дурр аль-Мухтар»)
 

 

5. Если режущий забыл произнести имя Аллаха , когда резал животное, то можно ли есть мясо этого животного?

Если имя Аллаха ﷻ не было произнесено намеренно, то мясо животного запрещено, а если просто забыл, то такое мясо дозволено.

 

6.  Что запрещается и что разрешается в состоянии ихрама?

Запреты ихрама следующие:

1) интимная близость и любые предшествующие действия интимных отношений;

2) совершение грехов;

3) споры;

4) охота на дичь, обитающую на суше;

5) помощь и содействие в охоте;

6) ношение рубахи, штанов, кафтана, плаща, а также всего, что было сшито, соткано или изготовлено по форме частей тела;

7) ношение перчаток и кожаных носков;

8) покрытие головы (для мужчин) и лица (для всех);

9) пользоваться благовониями;

10) брить голову или постригать волосы, укорачивать бороду или удалять волосы на теле, какими бы они ни были;

11) стричь ногти;

Эти запреты касаются ихрама на хадж и умра общие как для мужчин, так и для женщин, однако женщине разрешено носить сшитую одежду, как она делает это обычно, вне состояния ихрама, и покрывает голову, но не покрывает лицо.

 

Разрешено вступившему в состояние ихрама совершать полное омовение, но он не использует никаких душистых веществ, и не моет голову или бороду мылом. Паломникам желательно многократное произнесение тальбии («Лаббайка Ллахумма лаббайка…») после намазов и в предрассветное время, а также каждый раз, когда паломник поднимается на возвышенность или спускается в долину.
 

 

7. Если овцу зарезать со стороны затылка, можно ли её есть?

Если овца умрёт до того, как будут перерезаны полости и артерии, то её есть нельзя. Если же она умрёт после того, как нож дойдёт до артерии и горла, то есть её мясо можно. Однако резать таким образом нежелательно (макрух).