25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2019 (по Шафии)

1. – Если праздник Ураза или Курбан-байрам пришёлся на пятницу, то допустимо ли ограничиться праздничной молитвой и совершить обеденный намаз? 2. – Как правильно совершать обязательный намаз, находясь в полёте? 3. – Существует ли фиксированная плата за услугу, связанную с обмыванием тела покойного по нормам Шариата, или оплата в любом случае производится по мере возможности человека? 4. – Можно ли резать кастрированное животное в качестве жертвоприношения (курбана)? 5. – Не всегда на работе изза частых поездок получается своевременно совершать фарз-намаз. Можно ли в таком случае переносить намазы? 6. – Считается ли действительным намаз, если на коврике или одежде есть кошачьи волоски? Ведь по Исламу кошка – чистое животное. 7. – Когда человек умирает, его муки начинаются с момента смерти или же с момента похорон?

1. – Если праздник Ураза или Курбан-байрам пришёлся на пятницу, то допустимо ли ограничиться праздничной молитвой и совершить обеденный намаз?

– Имам Ибн Куддама в книге «Аль-Мугни» сказал: «…И если праздник совпал с пятничным днём, то от совершения джума-намаза освобождаются те, кто совершил праздничный намаз, кроме имама: он обязан совершить джума-намаз, если в мечети соберутся люди, которые совершают джума-намаз вместе с имамом».

 

Резюмируя вышеприведённое, подавляющее большинство учёных считают, что совершение ид-намаза в пятничный день не освобождает мусульманина от выполнения пятничной молитвы. По мнению же учёных мазхаба имама Ахмада, люди, совершившие праздничный намаз в пятницу, освобождаются от джума-намаза.
 

 

2. – Как правильно совершать обязательный намаз, находясь в полёте?

– «Совершение намаза в направлении киблы является условием намаза. Что же касается человека, который не может этого сделать, например, не может выйти из транспортного средства, опасаясь за жизнь или имущество, то он обязан совершить намаз в направлении своего движения, и молитва считается действительной, но её необходимо потом совершить заново.

 

Если есть выбор – совершить намаз сидя, но повернувшись в сторону киблы, или стоя, однако в другом направлении, то нужно совершить намаз сидя, и возмещать его не надо». «Если человек может полноценно совершить поясной и земной поклоны, то он обязан их совершить полноценно.

 

Если не получается, то нужно наклониться в поясном поклоне так, чтобы лоб был максимально приближен к земле, а в земном чуть ниже, чем в поясном». («Тухфат аль-Мухтадж») «Если человек предполагает, что до наступления времени следующего намаза у него получится совершить намаз, повернувшись в сторону киблы, то он обязан отложить его на это время и совершить как нужно.

 

Если же он предполагает, что не получится, то он сразу же приступает к намазу. Если потом, до следующего намаза, появится такая возможность, он обязан его совершить заново, повернувшись в направлении киблы. Если же причина, по которой он не смог совершить намаз в направлении киблы, не отпала вплоть до времени следующего намаза, то этот намаз считается упущенным по уважительной причине, и значит, его нужно возместить, но не в срочном порядке, хотя желательно возместить как можно быстрее».

 

«Тот, кто совершает обязательный намаз на корабле, должен его совершать стоя. Но если есть причина, по которой ему трудно стоять, например головокружение и т. д., то нужно совершить его сидя, и его не нужно совершать заново (если он его совершил, повернувшись в направлении киблы)». («Хашия аш-Ширвани»)

 

3. – Существует ли фиксированная плата за услугу, связанную с обмыванием тела покойного по нормам Шариата, или оплата в любом случае производится по мере возможности человека?

– Большинство учёных мазхаба имама Малика, имама аш-Шафии и имама Ахмада допускают брать плату за омовение покойного. Известный учёный мазхаба имама ашШафии Хатиб аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» сказал: «Договор аренды (в данном случае наём человека) для проведения похоронных обрядов, таких как омовение покойного, заворачивание в саван, а также для обучения чтению Корана (полностью или части его), а также для совершения других действий, относящихся к коллективным обязанностям “фард аль-кифая”, действителен». 

Заключение:

Естественно, что фиксированной платы в подобных вопросах не существует, и если нанятый для омовения покойного не установил платы за свой труд, согласившись на то, что ему заплатят по усмотрению, размер оплаты будет на усмотрении нанявших его. Если же нанятый (прежде чем приступить к работе) установит конкретную сумму за омовение покойного, то по завершении он вправе требовать оговорённую плату.
 

 

4. – Можно ли резать кастрированное животное в качестве жертвоприношения (курбана)?

– Авторитетный учёный мазхаба имама аш-Шафии Хатиб аль-Ширбини в книге «Аль-Икна» сказал: «Также достаточно в качестве жертвоприношения (курбан) зарезать и кастрированное животное, поскольку Пророк ﷺ зарезал двух кастрированных баранов. Хадис по этому поводу передали от имама Ахмада и Абу Давуда». 

 

5. – Не всегда на работе изза частых поездок получается своевременно совершать фарз-намаз. Можно ли в таком случае переносить намазы?

– По мазхабу имама аш-Шафии, сокращать и переносить намазы можно при условии, если расстояние до точки назначения составляет не менее 81 км. Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-Талибин» пишет: «Текущий намаз, состоящий из четырёх ракаатов, можно сократить (до двух ракаатов) в дальнем пути, дозволенном…»

 

Альтернативное мнение, позволяющее переносить намазы в условиях крайней необходимости, даже в границах одного населённого пункта, существует в мазхабе имама Ахмада. Известный учёный ханбалитского мазхаба аль-Бухути в книге «Кашш аф аль-Кина» говорит: «Седьмая и восьмая ситуации, позволяющие объединять намазы тем, кто занят важными делами или имеет причины, которые позволяют им пропустить коллективную и пятничную молитвы, это ситуации, как, например, опасения за свою жизнь, честь или имущество. Дозволено объединять молитвы, если по причине этого может пострадать работа, являющаяся средством добычи пропитания, в котором человек нуждается».
 

 

6. – Считается ли действительным намаз, если на коврике или одежде есть кошачьи волоски? Ведь по Исламу кошка – чистое животное.

– Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-Талибин» сказал: «Части тела (в том числе и волосы), отделившиеся от живого животного, подобны мертвечине этого животного. Исключение составляют волосы тех животных, мясо которых можно употреблять в пищу, они чистые». Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии адДимьяти в книге «Ианат ат-Талибин» сказал: «Небольшое количество нечистых волос животного на теле или одежде человека прощается.

 

Также прощается наличие большого количества (нечистых) волос в отношении стригаля и того, кто часто ездит верхом на животном, так как в подобных ситуациях трудно уберечься от попадания волос на тело или одежду.

 

Если волосы относятся к категории грубых нечистот (подобно волосам собаки, свиньи и животных, появившихся в результате скрещивания с ними), то такая наджаса (нечистота) не прощается, даже если часто приходится ездить верхом на этих животных». Под выражением «небольшое количество» имеется в виду количество, равное трём волосам, как об этом сказал ат-Тармаси в своём субкомментарии. 


Заключение:

Если волосы кошки оказались на теле или одежде человека в количестве трёх и менее волос, то оно считается малым количеством, и намаз действителен.

 

7. – Когда человек умирает, его муки начинаются с момента смерти или же с момента похорон?

– Учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад Амин аль-Курди в книге «Танвир аль-Кулуб» сказал: «Поистине, посмертные муки и блаженства увязывают с могилой, так как в большинстве случаев покойные находятся в своих могилах.

 

Тем не менее, каждый покойный, которого Всевышний Аллах пожелает подвергнуть могильным мукам или одарить блаженством, получит их вне зависимости от того, будет его тело захоронено или нет. Некоторые учёные говорят: «Могила каждого там, где покоится его тело».