29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Первое упоминание о хадже

Хадж – это один из видов поклонения, совершать которое было предписано ещё и предыдущим общинам.

В Коране упоминается, что, по велению Всевышнего, пророк Ибрахим (Авраам) عليه السلام и его сын, пророк Исмаил (Измаил) عليه السلام, построили Каабу, и Ибрахиму عليه السلام было велено призывать людей к совершению паломничества (хаджу).

 

В Коране сказано (смысл): «Возвести людям, что Аллах ﷻ повелел тем, кто может направиться в этот Дом Аллаха ﷻ для совершения хаджа, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибыли к Дому пешком или на верблюдах, отощавших от далёкого пути» (сура «АльХадж», аят 27).

 

Ибн Аббас رضي الله عنه передаёт: «Когда пророк Ибрахим عليه السلام завершил строительство Каабы, Всевышний сказал ему: «Ты призови людей на хадж». Ибрахим عليه السلام ответил: «О Господи, куда дойдёт мой голос?» Тогда Всевышний сказал: «Ты призывай, а Я доведу твой призыв». Тогда Ибрахим عليه السلام поднялся на гору Абу Кубайс и воззвал: «О люди!

 

Поистине, Всевышний велел вам совершить хадж – паломничество к этому Дому (Каабе), чтобы одарить вас Раем и уберечь от кары Ада. Поэтому вы совершите паломничество (хадж)». Тогда ему ответили зарра (первооснова) из утроб матерей и спинного мозга отцов: «Лаббайка ллахумма, лаббайк», что значит: «Мы готовы, о наш Аллах ﷻ, и вновь мы готовы».

 

В тафсире «Сави» пишется: «Когда Ибрахим عليه السلام воззвал к народам о хадже, горы распластались, а сёла поднялись. Первыми на его призыв ответили люди Йемена, и все, кто с того дня до Судного дня совершат хадж, ответили «Лаббайка» столько раз, сколько суждено им совершить хадж».

 

В книге «Фатх уль-Муин» говорится: «Нет ни одного пророка, не совершившего хадж, кроме пророков Худа عليه السلام и Салиха عليه السلام». Пророк Адам عليه السلام сорок раз совершил хадж, прибыв пешком в Мекку из Индии. И не осталось ни одного пророка после пророка Ибрахима عليه السلام, который бы не совершил хадж».

 

Минимум необходимого о хадже и умре (малый хадж) На мусульманина возложена обязанность совершать хадж и умру хотя бы один раз в жизни. Для того чтобы совершение хаджа и умры стало обязательным, существуют четыре условия:

а) быть мусульманином;

б) свобода (не быть рабом);

в) совершеннолетие;

г) наличие возможности (материальной и физической) для совершения хаджа. Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средств, необходимых для достижения цели и проживания за весь период пребывания в паломничестве.

 

По отношению к женщинам необходимо учесть дополнительно и наличие сопровождающего (махрам). Если паломник имеет опекунов, то он должен оставить достаточное количество средств, которых хватит им до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но материально обеспечен, должен уполномочить другого совершить за себя хадж.

 

Для совершения хаджа и умры необходимо:

1. Быть мусульманином.

2. Период паломничества. 


Временем для совершения хаджа являются месяцы Шавваль, Зуль-Каида и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Умру (малый хадж) можно совершить в любое время года.

 

Для того чтобы обязательный хадж или умра считались действительными, необходимы пять условий:

1) быть мусульманином;

2) свобода (не быть рабом);

3) совершение хаджа в указанный срок;

4) здравомыслие;

5) совершеннолетие.

 

После вступления в хадж греховно:

– для мужчин – покрывать голову, надевать сшитую одежду;

– для женщин – закрыть лицо, надевать перчатки;

– для всех – использовать благовония, умащать голову и тело какимилибо маслами, удалять с тела волосы и 
ногти, сближаться с женой (мужем) и совершать то, что предшествует близости (ласки, поцелуи); охотиться на дичь; совершать обряд бракосочетания; срывать листья, траву или рубить деревья на территории Харама (заповедная зона).

 

Хадж имеет пять обязательных составляющих:

1) намерение;

2) стояние на горе Арафат;

3) совершение тавафа (семикратный обход Каабы);

4) саю (семикратное хождение между холмами Сафа и Марва);

5) удаление (бритьё) волос головы.

 

Умра имеет те же обязательные составляющие, за исключением стояния в долине Арафат. При невыполнении одного из этих составляющих хадж или умра считаются недействительными. Намерение имеет два условия: чтобы оно было произнесено в сердце и в установленные для хаджа сроки.

 

Для совершения тавафа необходимо соблюсти восемь условий:

сокрытие аврата (запретные части тела);

очищение от нечистот и нахождение в полном и малом омовениях; семикратный обход Каабы;

при всех семи обходах Кааба обязательно должна находиться с левой стороны; вступление в таваф с Чёрного камня; при вступлении в таваф всё тело должно находиться напротив Чёрного камня; совершать таваф внутри мечети Масжид уль-Харам.

 

Желательные условия для совершения тавафа:

совершение тавафа пешком;

приветствие Чёрного камня (при возможности желательно поцеловать и дотронуться до него лбом);

чтение молитв и славословий;

в первых четырёх обходах желательно выставить правое плечо (мужчинам);

совершение тавафа поближе к Каабе; совершение тавафа не прерываясь;

произнесение намерения вслух; по завершении тавафа совершить двухракаатный суннат-намаз позади макама (место стояния) Ибрахима .

 

Саю имеет четыре условия: совершение его после тавафа, начало первого саю – с Сафы, второго – с Марвы; семикратное прохождение между Сафой и Марвой.

 

Желательные действия при совершении саю:

поднятие на холмы Сафа и Марва на высоту роста человека;

чтение молитв и славословий;

чтение молитв на Сафе и Марве с остановкой при каждом разе;

пешая ходьба в начале и в конце саю и лёгкая пробежка на определённом (указанном) участке.

 

Необходимые действия при обряде стояния на горе Арафат – это пребывание там буквально небольшой про
межуток времени (с зенита 9-го числа месяца Зуль-Хиджа до рассвета следующего дня). Желательные действия при обряде стояния в долине Арафат: частое чтение зикра (поминание Аллаха ﷻ), молитв, «Лаббайка», салавата (благословение и приветствие Пророка ﷺ), чтение Корана (всё это желательно читать много раз); также необходимо много плакать, сидеть, повернувшись в направлении киблы; находиться в чистоте и с прикрытым телом.

 

Стрижка волос.

Самое малое – это подстричь три волоса (по мазхабу имама аш-Шафии). Желательные действия бритья (стрижки) волос: подстригание волос сразу после бросания камешков в место Акабат; начинать бритьё с правой стороны; при бритье садиться, глядя в сторону Каабы; брить всю голову (для мужчин); для женщин – укорачивать волосы.

 

Шесть действий, обязательных (ваджиб) при совершении хаджа:

1. Ночёвка в местности Муздалифа.

2. Бросание камешков в Джамрат ульАкабат.

3. В дни ташрика (три дня после Курбан-байрама) каждый день по всем трём джамаратам бросать по семь камешков.

4. Проведение ночей ташрика на территории Мина.

5. Начинать хадж с «миката» (место для вступления в обряды хаджа и умры).

6. Совершение тавафа уль-вада (прощальный таваф).

 

При неполном совершении этих действий люди впадают в грех и обязаны выплатить штраф, но в то же время хадж будет считается действительным. Для освобождения от запретов хаджа необходимо исполнить два действия из трёх (бросание камешков, стрижка волос и обязательный таваф). Совершением всех трёх действий полностью снимаются запреты хаджа. В первом случае (при совершении двух действий) паломнику разрешается всё то, что было запрещено, кроме близости с женой. По окончательному завершению хаджа снимается и этот запрет.

 

Таваф имеет четыре вида:

1. Таваф-кудум (таваф прибытия в Мекку).

2. Таваф-рукни (таваф, составляющий рукну хаджа, – обязательный).

3. Таваф уль-вада (таваф прощания с Меккой).

4. Таваф (обычный) – это тот, который можно совершать в любое время. Для совершения хаджа и умры существуют три способа:

Таматту – в сроки, указанные для хаджа, сначала вступают в умру, а когда наступает время непосредственно хаджа, совершается хадж.

Киран – иметь намерение совершить хадж и умру одновременно, при этом необходимо совершить все обязательные действия хаджа.

Ифрад – совершение сначала хаджа, а затем умры.

 

Существуют пять разновидностей штрафа в хадже:

а) за несовершение необходимых действий штраф – жертвоприношение барана, а если нет возможности, то пост десять дней (три дня во время хаджа и семь – после прибытия на родину);

б) за удаление волос, состригание ногтей, ношение сшитой одежды, использование благовоний – выборочный штраф: закалывание одного барана или пост три дня, или же выплата трёх саа шести беднякам (по полсаа каждому);

в) за убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву, режут одну единицу из любых домашних животных;

г) за близость с женой – штраф (закалывание верблюда), но при этом хадж такого паломника нарушается и в следующем году необходимо его возместить;

д) за несовершение (прерывание) хаджа штраф – жертвоприношение барана и выход из хаджа.

 

В процессе совершения хаджа в девяти местах желательно совершить полное омовение (искупаться):

во время вступления в хадж, вступая в Мекку, перед тавафом куддум, перед стоянием в долине Арафат, при ночёвке в Муздалифе, перед бросанием всех трёх камешков, для тавафа вада. Особые места, где принимаются мольбы: во время совершения тавафа, возле Мултазама (место между дверью и Чёрным камнем Каабы, под жёлобом Каабы, внутри Каабы, возле источника Зам-зам, на холмах Сафа и Марва, во время совершения саю, за макамом Ибрахима , в долине Арафа, в долине Муздалифа, на территории Мина, напротив первого и второго джумарата.

По пути в хадж, в процессе совершения хаджа и при возвращении не упускайте времени зря. Побольше поминайте Аллаха ﷻ, читайте салават, молитвы.

Берегите язык, сердце и тело от впадания в грех.

Если и случится, что согрешили, то сразу покайтесь. Не спорьте со спутниками. Будьте кроткими и доброжелательными.

Накормите голодного.

Не отвлекайтесь на торговлю.

Все намазы (по возможности) старайтесь совершать в Масжид уль-Хараме, ибо один намаз, совершённый там, по достоинству равен ста тысячам обычных намазов. Пейте побольше воды Зам-зам. Почаще смотрите на Каабу. Как можно больше совершайте таваф. Раздавайте милостыню, а если представится возможность, то и поститесь.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ