Благодарность раба Всевышнего

Передаётся, что один учёный как-то заметил пребывающего в печали бедняка и спросил у него: «Отчего ты печалишься?» На что тот ответил: «Из-за своей бедности». Тут учёный начал перечислять его органы и части тела и спрашивать: «А ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?» – каждый раз называя большую сумму. Бедняк отвечал на каждый вопрос: «Нет». Тогда учёный сказал ему: «Разве можно печалиться, имея столько богатства?» И тогда бедняк успокоился.

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
76

Смысл вышеприведённого рассказа в том, что одной из главных проблем современного общества является наша неблагодарность. Мы живём в очень странное время, когда людям приходится объяснять, почему и за что они должны благодарить Всевышнего.

 

Однако люди часто пренебрегают кораническими аятами и считают, что они должны вначале что-то получить, чтобы у них был стимул воздавать благодарность Богу. Потом этим же людям приходится объяснять, почему и за что Он их покарал.

 

Они скажут: «Мы же никого не убивали, ничего не украли и не причиняли никому зла! Почему это случилось со мной?» Это очень распространённая форма самооправдания, когда человек пытается искать причины своей неблагодарности в чём-то стороннем.

 

В хадисе кудси Аллах ﷻ говорит (смысл): «Я Сам свидетель того, что нет другого божества, кроме Меня Единого, и нет равного Мне, а Мухаммад – Мой раб и посланник. И тот, кто недоволен своим предопределением и не проявляет терпения в невзгодах, не благодарит за блага и не проявляет довольства в достатке, пусть попробует найти себе другого Господа (но у него ничего не получится).

 

И кто встал утром в гневе на этот мир, то это всё равно что он гневается на Меня. И если кто-то жалуется на невзгоды, свалившиеся на него, на самом деле он жалуется на Меня. И если кто-то угождает богатому только из-за его богатства, то теряет треть своей веры. И если кто-то рыдает и причитает над телом умершего, тот подобен тому, кто, взяв в руки копьё, сражается со своим Господом.

 

И если кто-то срывает с могилы растение или ломает над ним ветку, тот подобен тому, кто рушит Каабу, Мой Дом Запретный. А тот, кто не заботится о том, что он ест, то Аллаху ﷻ всё равно, в какие врата Ада ввергнуть его. И если не прибавляешь ты в богобоязненности и благочестии с каждым новым днём, значит, находишься в убытке, а для того, кто в убытке, смерть предпочтительнее.

 

А тому, кто совершает деяния в соответствие с тем, что он знает, Аллах ﷻ дарует знание того, чего он не знал до этого. А деяния тех, кто излишествует в своих устремлениях и упованиях, не будут искренними». Неблагодарность по отношению к Творцу подобна болезни, от которой впоследствии трудно излечиться. Какова, например, минимальная «награда», за которую мы должны начать благодарить Всевышнего?

 

Может быть, мы должны получить 1000$ или нам кто-то обязан подарить роскошный дом и автомобиль в придачу? А может, ждём, что Аллах ﷻ отправит достойную «вторую половинку», с которой человек сможет вступить в брак и только после этого начать воздавать Ему хвалу?

 

На самом деле мы должны благодарить Всевышнего только за то, что мы имеем возможность дышать, видеть, слышать, ходить и т.д. Ведь огромное количество людей на сегодняшний день лишены всего этого, и, тем не менее, они больше проявляют благодарность за то, что у них есть. Рассказывают, что один из святых обнаружил некоего человека в пустыне лежащим прямо под палящим солнцем.

 

Всё тело этого человека было покрыто гнойными болезненными язвами, в которых копошились мелкие насекомые. Но даже в таком положении человек беспрерывно восхвалял и благодарил Всевышнего. Подойдя к нему, праведник спросил: «Я не вижу благ, которых бы тебя не лишили, а ты воздаёшь хвалу и благодарность Всевышнему».

 

На что тот ответил: «Что бы я делал, если бы Аллах ﷻ лишил меня имана (истинной веры) в сердце моём?» Зачастую наша неблагодарность может также возникнуть на почве зависти. Бывает так, что, видя блага, которыми Всевышний наделил других, мы начинаем считать, что с нами обошлись несправедливо. И мы, вместо того чтобы возносить хвалу Аллаху ﷻ за то, что у нас есть, начинаем акцентировать внимание на том, чего у нас нет.

 

Этакий замкнутый круг и дорога в никуда. Это очень опасная западня, прямая дорога к неблагодарности. Именно поэтому в книгах больших учёных делается особый упор на то, чтобы человек замечал блага, которыми владеет, и не печалился из-за того, что ему пока не досталось.

 

А ещё не менее важно пропагандировать благодарность и оптимизм. Согласитесь, когда человек на вопрос «как дела?» отвечает: «хвала Всевышнему», то это мотивирует даже его собеседника. И наоборот, если после аналогичного вопроса человек начинает жаловаться на всё вокруг и рассказывает только о проблемах, это оставляет негативный осадок у спросившего.

 

Конечно, для того чтобы начать мыслить в таком ключе, нужны время и тренировка. Но главное – желание стать благодарным рабом Творца, и, поверьте, Он даст нам силы со всем справиться. Аминь! 

 

КАПИЯТ МАГОМЕДРАСУЛОВА
 

Также в рубрике

Путь в 21 день

Как стать любимцем Аллаха  за 21 день? Да, именно за 21 день! Не верите? Проведём эксперимент

Искренняя мольба

Милость Всевышнего Аллаха к нам с вами безгранична. В Коране и Сунне Пророка  содержатся много

32 замка для тайны

Всё, что даётся человеку на хранение, на арабском языке называется общим словом «аманат», которое в этом или

Грань искренности в поклонении

Разница между деяниями, совершёнными с искренностью (ихлясом) и напоказ (рия’), подобна разнице дня и ночи.